Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Байкальский образовательный форум-2011> Секции> Новые финансово-экономические механизмы реализации образования
Презентация Елены Бондаренко 
Формирование муниципального задания и финансового норматива на услуги дошкольного образования, обеспечивающего развитие вариативных форм ДОУ  
Организация финансово–экономической деятельности учреждений общего образования 
Формирование механизмов автономизации учреждений спо в условиях государственно-частного партнерства 
Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования 

Новые финансово-экономические механизмы реализации дошкольного, общего и профессионального образования

 

2 июля 2011 г. в малом зале Народного хурала РБ началась работа секции № 1 «Новые финансово-экономические механизмы реализации дошкольного, общего и профессионального образования».
Координаторы: Роман Селюков, Гарма – Доржи Базаров, Наталья Сандакова.
В работе секции приняли участие 87 представителей, из них 34 человека из 9 регионов Российской федерации (Новосибирская область, Свердловская область, Забайкальский край, Иркутская область, Алтайский край, Оренбургская область, Пермская область, республика Хакасия, республика Саха-Якутия), республика Монголия, 53 представителя из 17 районов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ.
 
Основные линии обсуждения:
  • Взаимосвязь норматива финансирования с величиной средней зарплаты по экономике региона – эффективный механизм установления рыночной стоимости образования и финансирования учреждений образования.
  •  Установление норматива финансирования для детей с особыми нуждами (дети с ограничениями в здоровье, талантливые дети и др.) – необходимое условие развития и внедрения адекватных образовательных технологий работы с этими детьми и повышения качества образования.
  •  Установление нормативов финансирования для ДОУ раздельно на содержание, присмотр и образование детей дошкольного возраста обустраивает рынок услуг для дошкольников и позволяет решить задачу уменьшения очередей в ДОУ.
  •  Установление норматива финансирование для получения общего образования в сети направлено на индивидуализацию образования. Вместе с тем требуется доведения такого норматива до семьи и разработка механизмов подобных «материнскому капиталу».
  •  Переход на муниципальные задания – эффективный механизм развития малокомплектной школы.
  •  Введение большей дифференциации в оплате труда педагогов, имеющих разные квалификационные категории – эффективный механизм развития качества труда педагогических работников. Но это требует пересмотра и усложнения требований к аттестуемым педагогам.



Работу секции начал Роман Селюков, заместитель директора АНО ИПОП «Эврика» с докладом «Современная финансово-экономическая проблематика образования».
Он обозначил ключевые тренды государственной политики по трем направлениям:
1.Направление на саморегулирование в сфере образования (ФГОС – система требований, ФХС в условиях 83-ФЗ).
2.Изменение представлений о критериях качества образования
3.Становление института внешнего заказчика сфере образования
 
Формирование эффективно функционирующей системы образования невозможно без продуманных организационно-финансовых механизмов. При переходе на новые финансовые механизмы встает необходимость, с одной стороны, в стандарте гарантировать равные возможности, с другой, предоставлять образовательным учреждениям определенную долю самостоятельности. Обсуждая проблему финансового обеспечения задания, нужно отметить, что практически во всех регионах есть нормативы финансирования, через которые выводится объем ассигнований, необходимых для каждого учреждения, оказывающего те или иные услуги. Методика расчета финансового норматива, основанная на базисном учебном плане, обеспечивает аудиторную нагрузку учащегося, но не в состоянии обеспечить условия для достижения современного качества образования. В модельных методиках в расчет на всех уровнях образования (дошкольное, общее, профессиональное) платят за часы, а где качество образования? Необходимо обратить внимание на результат.
Аграфена Шатаева, начальник отдела социальных расходов Министерства финансов РБ. представила доклад на тему: «Организация финансово–экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и устанавливающей взаимосвязь норматива финансирования с величиной средней зарплаты по экономике региона».
 
Автор отмечает, что результатом реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в Бурятии стали – переход всех общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда, серьезное укрепление материально-технической базы учреждений и приведение их в соответствие с современными требованиями. Также с 2010 года в рамках модернизации общего образования реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
 
С апреля текущего года Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным дан старт новому проекту, направленному на модернизацию региональных систем общего образования. Конечная цель проекта - доведение средней заработной платы учителей регионов до средней заработной платы по экономике соответствующего региона. Республика участвует не только в модернизации системы образования, но в проектах по модернизации здравоохранения и культуры.
 
С этой целью Правительством Российской Федерации принято решение о предоставлении в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2011 году объем субсидии бюджету республики составит 251,6 млн.руб., софинансирование из республиканского бюджета – 13,2 млн.руб.
 
К концу 2011 года средняя заработанная плата учителей общеобразовательных учреждений республики будет доведена до средней заработной платы в экономике республики за I квартал 2011 года, которая составила 18 099 рублей. С учетом данного условия на июньской сессии Народного Хурала республики принят закон «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия».
Аграфена Шатаева отметила, что первые шаги в вопросе предоставления бюджетному (общеобразовательному) учреждению, в самостоятельности принятия решений в финансово-хозяйственной деятельности, сделаны – есть нормативно-правовая база. Теперь, необходимо руководству и коллективу учреждений грамотно воспользоваться этим правом, выбрать будущее своих школ и идти к конечной цели – к повышению качества образования при эффективном использовании бюджетных ресурсов.
 
Елена Бондаренко, заместитель председателя Комитета по образованию г. Улан-Удэ выступила с докладом «Формирование муниципального задания
и финансового норматива на услуги дошкольного образования, обеспечивающего развитие вариативных форм ДОУ».
 
Докладчик остановилась на основных проблемах формирования муниципального задания и финансового обеспечения его исполнения, а также предложила к обсуждению пути их решения.
В качестве примера по решению проблем формирования муниципального задания и механизмов определения финансирования в сфере образования, автор, предложила ознакомиться с наработками Комитета по образованию г. Улан-Удэ.
 
В сфере муниципального образования г. Улан-Удэ довольно широкий спектр оказываемых муниципальных услуг. В одном и том же учреждении оказывается сразу несколько муниципальных услуг. Для того, чтобы отразить сложность и разнообразие различных форм предоставления услуг для обсуждения выбрано направление по дошкольному образованию
 
Перечень услуг – основа для формирования задания, а, следовательно, и основа для финансирования. Если услуги нет в перечне, или она сформулирована в общем виде «образование», без учета особенностей, невозможно будет на законных основаниях ее профинансировать. Для дошкольного образования это становится еще более важным в связи с отсутствием образовательного стандарта.
Дошкольные образовательные учреждения занимаются одним и тем же видом деятельности, но в качестве муниципального задания для них могут быть определены абсолютно разные услуги. Если какие-то виды услуг не попали в перечень услуг, то формально они и не могут быть профинансированы, то есть на них не может быть сформировано муниципальное задание. Все это определяет проблему - отсутствие утвержденного на федеральном уровне классификатора услуг.
 
Елена Бондаренко предлагает - разработать общие для всех уровней публичной власти унифицированные критерии выделения государственных (муниципальных) функций, услуг и работ. Федеральное регулирование предоставления государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, реализации функций должно упорядочить ситуацию в рассматриваемой сфере, не связав инициативу органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые смогут адаптировать рекомендации к специфике конкретных территорий. 
Самым важным вопросом в формировании задания является методика расчета нормативных затрат. На протяжении последних нескольких лет практика расчета нормативных затрат складывалась от фактически достигнутого уровня затрат. С одной стороны, такой подход учитывает возможности бюджета, но не дает ясной картины о действительной стоимости бюджетной услуги с учетом всех требований СанПиН и образовательных стандартов.
 
Встает вопрос, что будет являться основой расчетно-нормативных затрат. Вариантов несколько. Это могут быть средние расходы (средневзвешенные, медианные, среднеарифметические и т.п.). Это могут быть минимальные расходы, могут быть максимальные (или предельные).
 
В этом году по сфере муниципального образования разработана новая методика расчета нормативных затрат, которая более удовлетворяет требованиям стандартов при оказании образовательных услуг. В основу были приняты два метода – нормативный метод, исходя из социальных натуральных норм, средневзвешенный подход. И все же, учитывая возможности бюджета, мы вынуждены предусмотреть корректирующие коэффициенты (понижающие коэффициенты).
 
Что касается структуры затрат на дошкольное образование, Комитетом по образованию предложен проект модельной методики определения нормативных затрат на реализацию различных форм услуг дошкольного образования и воспитания и расчету объема финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений. Он еще подлежит доработке с учетом последних обсуждений в финансово-экономических службах городской администрации. Основа и суть ее останется без изменений. Данная модельная методика будет являться частью проектной деятельности городской инновационной проектно-ориентированной корпорации передовых образовательных учреждений г. Улан-Удэ.
 
Еще одна важная проблема - контроль за исполнением задания и корректировка задания. Актуальность проблемы:
1.Массовый порядок прохождения внешних финансовых проверок исполнения муниципальных заданий по объему и качеству;
2.Оценка эффективности мер и санкций со стороны учредителя в случае неполного или некачественного исполнения задания.
Как действовать учредителю в случае, если муниципальное задание не исполняется учреждением? Тут все зависит от правового разрешения вопроса о том, является ли неисполнение задания предметом для применения каких-либо санкций к учреждению и его руководителю, или все же надо рассматривать данный факт как предмет для принятия управленческого решения.
 
Действительно, каким образом изъять средства, которые уже потрачены? Правовых механизмов этого на сегодняшний день просто не существует и, думается, что данный вопрос необходимо более четко урегулировать на законодательном уровне, так как со временем его актуальность и острота будут только возрастать.
 
В этой связи приказом Комитета по образованию определен порядок корректировки муниципального задания в случае его неполного или некачественного исполнения. Данный порядок предусматривает создание комиссии, которая рассматривает причины невыполнения муниципального задания, устанавливает срок выполнения плана мероприятий по устранению нарушений выполнения муниципального задания. Корректировка финансового обеспечения осуществляется одним из двух способов:
- снижение объема финансового обеспечения на период до конца финансового года пропорционально снижению контингента получателей услуг;
- уменьшение суммы субсидии муниципальному учреждению на будущий (плановый) период, в случае выявления факта искажения отчетности о выполнении муниципального задания и/или отчетности по контингенту получателей услуг.
 
 
Михаил Никитин, директор ГУ «Научно-исследовательский институт развития профессионального образования» департамента образования г. Москва, д.п.н., профессор выступил с докладом «Формирование механизмов автономизации учреждений среднего профессионального образования».
 
В образовании никогда и нечего не было бесплатным, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным. Образование платное только надо знать, за что и кому оплачиваем.
 
Переход на реализацию качества потребует создания комплексов (горизонтальных или вертикальных) от дошкольного до профессионального.
Например: Комплекс детских садов, интеграция НПО-ВПО
Обучение 1 студента в политехническом колледже в г. Москва стоит 77713,13 руб. Необходимо опубликовать данные цифры, чтобы они стали проблемой дискуссии и чтобы была возможность софинансирования, инвестирования в образование.
 
Автор представил понятийный аппарат проблемы: автономное учреждение СПО, интеллектуальное предпринимательство, классификация механизмов развития АУ СПО и сертификация квалификаций.
 
ОУ будет отдано на аутсорсинг – это нормальная практика снижения затрат.
Подробно остановился на важных предметах государственно-частного партнерства СПО г. Москвы и бизнес-сообщества:
1. Повышение качества жизни граждан региона на основе полученного среднего профессионального образования и воспитания цивилизованного налогоплательщика. 
2. Повышение качества (сертификация) персонала предприятия на основе получения экономической выгоды от знаний и компетенций
3. Стандартизация отраслевых требований по профессиям (разработка профессиональных стандартов)
4. Стандартизация требований к уровню компетенций (квалификаций) выпускника УСПО (разработка квалификационных стандартов) в соответствии с национальной рамкой квалификации
 
Михаил Никитин, выделил финансово-экономический механизм государственно-частного партнерства. Целевая миссия АУ СПО в условиях государственно-частного партнерства заключается в следующих фактах:
• воспитание этических норм и деловой культуры российского предпринимательства на основе ключевых компетенций;
• порядочная репутация предпринимателя – дороже прибыли, ибо, это конкурентное преимущество;
• мотивация к открытию своего дела и созданию рабочих и ученических мест – инновационный приоритет выпускников автономного учреждения;
• концентрация ресурсов региональных (муниципальных) учреждений общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования, разработка сопряженных программ и технологий сетевого обучения
Привел мониторинг создания АУ в РФ, первенство занимает – республика Татарстан, республика Бурятия занимает – 7 место.
Сергей Разуваев, директор ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства», к.п.н. выступил по теме: «Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования ориентированную на потребности перспективных рынков труда»
 
Система довузовского профессионального образования, по мнению автора, в настоящее время носит характер института социальной защиты, что является серьезным тормозом ее развития. В условиях перехода к рыночной экономике в первую очередь нужна и важна высокая квалификация работника, обеспечивающая его высокую конкурентоспособность. Учитывая предстоящее вступление в ВТО, откроется рынок труда, рынок технологий, возникнет конкуренция дипломов и сертификатов. Докладчик считает, что необходим оптимальный механизм формирования государственного, муниципального задания, учитывающий современные технологии и адекватно реагирующий на изменения рынка труда.
 
Сегодня система формирования государственного, муниципального задания далека от совершенства, считает докладчик, но, тем не менее, в течении нескольких лет формирование контрольных цифр приема и перечни профессий и специальностей по которым производится набор в учреждениях профессионального образования, согласуется с министерством экономики и муниципалитетами. Таким образом, государство, заинтересованно в развитии перспективных отраслей экономики и должен регулировать данный процесс, делая заказ на определенных специалистов в учреждениях профессионального образования.
 
На данный момент происходит внедрение ФГОС, где реально сокращены сроки подготовки специалистов, очевидна максимальная практико - ориентированность образовательных программ, модульно-компетентностный подход к процессу образования и, самое главное, максимальное участие работодателей в реализации профессиональных образовательных программ.
 
Автор отметил, актуальность по вопросам финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях довузовского профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования. Новые экономические механизмы финансирования учреждений профессионального образования с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями ориентируясь на результат.
 
Норматив должен стимулировать приоритетные направления развития учреждений профессионального образования, качество и уровень реализуемых образовательных программ.
 
Таким образом, создание эффективного механизма формирования государственного муниципального задания, 100 % финансирование внедрения ФГОС и финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях довузовского профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, позволит сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, ориентированную на потребности перспективных рынков труда и реально влияющую на успешное социально-экономическое развитие региона.
Галина Горбатых, заместитель председателя Регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» выступил по теме: «Финансирование образовательной услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
 
По мнению автора, экономически выгодными сегодня становятся повышение качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализация, способствующие насыщению рынка труда рабочей силой. При этом пути решения этих проблем во многом коренятся в признании инклюзивного образования и изменении экономических отношений в сфере образования детей с инвалидностью.
 
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия.
Исследования, проведенные Фондом «Институт экономики города» в 2006 году, показывают, что стоимость инклюзивного образования дороже, чем стоимость стандартного образования, но ниже стоимости специального.
 
Значительная разница содержания ребенка в специальной (коррекционной) школе-интернате по сравнению с обычной общеобразовательной школой объясняется дополнительными расходами на содержание данной категории детей, с учетом времени пребывания в учреждении (дополнительное питание детей, обеспечение мягким инвентарем, материальными запасами и т.д.).
 
Механизм включения ребёнка в систему инклюзии представляет собой скрипку, как музыкальный инструмент он должен настраивается под каждого ребёнка.
 
Инклюзивное образование предполагает создание условий для конкретного ребёнка, поэтому необходимо понимать, что существуют категории детей с ОВЗ, для которых предпочтительнее будет не просто обучение в школе «общего типа», но и время от времени обучение на дому, кому – то, в связи с поездками на лечение, обучение потребует использование информационных технологий – дистанционное обучение. Но для каждого из этих вариантов важен даже не столько процесс обучения ребёнка, сколько его социализация. В связи с этим необходимо определение перспективной модели нормативного финансирования, с учетом которой необходимо внести изменения в Закон “Об образовании”.
 
Галина Горбатых, констатировала, что введение инклюзивного образования это не технология, это целая многогранная, многоуровневая система, затрагивающая разные аспекты не только образования, но жизни общества в целом. И при этом очень важно не только менять подходы в системе образования, но и меняться самим.
 
Дамжин Дамба, Президент Ассоциации горных предприятий Республика Монголия.
Представил информацию о современном состоянии и тенденции перспективного развития горнорудной отрасли Монголии. В настоящее время в Монголии реализовываются крупные проекты международного харпактера как «Оюу толгой», «Тавантолгой» и другие. Подчеркнул, что в Монголии «горнорудный бум».
 
В связи, с чем возникает потребность в профессиональных кадрах горнорудных и строительных профессий и специальностей. Совместно с партнером «У-У ИПК» ведется подготовка специалистов по горнодобывающей отрасли. По предварительным расчетам запланировано ежегодно обучение около 50 человек.
 
Отметил, что дальнейшего сотрудничества недостаточно только усилий отдельных партнеров, но и необходимо содействие и поддержка государств и правительств наших двух стран.
 
 
Долгор Бадмаева, Ольга Галанова 
Аналитическая группа республики Бурятия
 
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100