Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Байкальский образовательный форум-2011> Пленум> Иннокентий Егоров, первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия

 

Доклад Иннокентия Егорова, первого заместителя  Председателя Правительства Республики Бурятия

Уважаемые участники Третьего Байкальского образовательного Форума!  Дорогие гости!
Искренне рад от имени Правительства Республики Бурятия приветствовать вас всех –  и тех, кто впервые ступил на нашу гостеприимную землю, и тех, кого уже можно считать ветеранами подготовки и проведения этого замечательного события! Ваш приезд и участие – лучшее свидетельство тому, что Байкальский образовательный форум действительно приобрел межрегиональный, общероссийский масштаб, действительно стал переговорной площадкой по самым актуальным  проблемам отечественного образования. 
 
Хочу отойти от привычной позиции справочного бюро по презентации республики, поскольку в раздаточном материале мы постарались дать информацию с разными данными из отраслей экономики и системы образования нашей республики. 
Мы в Бурятии придаем образовательному Форуму исключительно большое значение. Прежде всего, потому, что он дает нам уникальную возможность увидеть самих себя в широком контексте тех модернизационных процессов, которые идут в самых разных регионах страны, услышать критические суждения специалистов и экспертов, имеющих свой опыт подходов и решений схожих задач. Не менее важно и то, что структура Форума создает пространство для живого, неформального, практического общения коллег. Наконец, Форум позволяет нам всем просто вновь оказаться на славном море – священном Байкале и пережить минуты счастья от общения с ним и друг с другом. 
 
Со времени проведения Первого Байкальского Форума прошло три года. Сам по себе срок, казалось бы, небольшой. Но по меркам перемен, происходящих в образовании и во всех социальных и экономических сферах, связанных с ним, эти три года с полным основанием можно назвать ключевыми – особенно если оценивать их в стратегической перспективе. Судите сами. Участники Первого Форума только-только услышали о Президентской инициативе «Наша новая школа», а мы сегодня все активно участвуем в реализации полноценной Национальной программы с этим именем. Три года назад здесь остро говорилось о необходимости скорейшего принятия Федеральных образовательных стандартов – и вот уже через два месяца все первоклассники России начнут по ним учиться. Три года назад одной из самых дискуссионных тем была связь учительской зарплаты с качеством образования – и вот мы уже пытаемся применить этот принцип в полномасштабной практике по всей стране. 
 
Как Президент Республики Бурятия и глава ее Правительства могу уверенно сказать, что в нашей деятельности внимание к развитию образования всегда было и остается одной из важнейших, приоритетнейших задач. Именно поэтому, кстати, и было принято решение о придании Байкальскому образовательному форуму статуса ежегодного мероприятия. И свое  выступление я посвящу именно тем проблемным точкам, которые, на мой взгляд, особенно актуальны для нашего республиканского образования (и, полагаю, других регионов тоже). При этом постараюсь ставить вопросы не в узковедомственном, а в общественно-государственном залоге, исходя из того, что образование по своей природе – система общественно-государственная и осуществляемые реформы направлены на  сбалансированную и органичную модернизацию обеих ее составляющих. 
 
Цель форума-2011  - обмен мнениями и выработка стратегии по развитию новых форм дошкольного образования, по вопросам модернизации профессионального образования, по созданию благоприятных условий для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы. 
 
Неслучайно, главной идеей обсуждения Байкальского образовательного форума-2011 стали сквозные результаты по оценке качества образования, их влияние на социально-экономическое развитие региона. Данную тему мы обсуждали сегодня в отдельной секции, а также на всех остальных площадках она выступила сквозной линией.
 
Важнейшей составляющей инновационной экономики нашей республики является формирование эффективно функционирующего кадрового потенциала, ведь новую парадигму составляет образование «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Способность к постоянному обучению выступает как важнейшее качество, определяющее  конкурентоспособность человека на рынке труда. При этом очень важно, чтобы людям нравилось учиться.
Считаю, что должна быть выстроена непрерывная, постоянная система мотиваций во время обучения. Каждая ступень образования – детский сад, школа, профессиональное образование и т.д. через всю жизнь – должна делать человека более востребованным. Обеспечить ему возможность найти себя на каждом этапе.
 
Наиболее чувствительным этапом сегодня является первая ступень - дошкольное образование, мы говорим о колоссальнейшем значении раннего детства для последующего развития человека. Своей недооценкой дошкольного детства, неучастием государства в нем мы обрубаем те самые корни, из которых растут абсолютно все сквозные образовательные результаты.. Многие ключевые компетентности, необходимые в профессиональном образовании, возникают в дошкольном возрасте и через весь школьный возраст – тянется, линия поиска своего любимого дела, потом своей любимой деятельности, воплощенной в профессии. И на «наивный» вопрос о том, в каком возрасте ребенка нужно вести на завод металлических конструкций или в студию скульптора,  на репетицию оркестра или в обсерваторию,  правильный ответ будет таков: впервые – не позже, чем в 4 года.
Позитивное изменение демографической ситуации показало неготовность системы дошкольного образования обеспечить всех детей не только местами в детских садах, но даже и услугами дошкольного образования. 
 
Только 55 % ребят в Бурятии имеют возможность посещать детские сады. И это следствие не столько демографической ситуации, сколько последствия неправильной политики муниципалитетов в отношении  детских учреждений. В целях улучшения ситуации нами принимался ряд мер, в том числе и строительство новых детских садов, однако, несмотря на то, что общими усилиями за последние два года мы смогли увеличить количество мест почти на 5 тысяч, очередность растет. Если в прошлом году она составляла 25,3 тысяч детей, то сегодня это уже почти 26,5. Хотя демографическая ситуация меняется не столь быстро. Причиной  стал ажиотажный спрос. В очередь встают тогда, когда детский сад еще не нужен, чуть ли не до появления ребенка на свет. Поэтому сегодня среди тех детей, которые стоят в очереди, около 33% детей в возрасте до 1,5 лет, еще 35% - от 1,5 до 3 лет. Это означает, что дефицит мест более чем наполовину создан искусственно. Проблему решить можно, и многое уже сделано. 
 
Президент В.В.Медведев подчеркнул в своем послании необходимость поддержки вариативных форм дошкольного образования, в том числе системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов.
Выполняя эту задачу, мы хотим нормативно закрепить и наладить работу в муниципалитетах по развитию семейных групп, групп кратковременного пребывания, детских садов при школах и учреждениях дополнительного образования, консультационных пунктов для родителей с детьми  дошкольного возраста. 
В республике обеспечен  охват детей предшкольным образованием, но необходимо создавать центры по охвату дошкольным образованием на 2-3 часа детей, не посещающих детские сады, тем более, что внесенные изменения в санитарные правила и нормы позволяют создавать семейные группы, дополнительные места за счет имеющихся в садиках негрупповых помещений, допускают увеличение численности детей в группе более 20-ти. 
 
Замечательно, что впервые с 2011 года софинансирование программ дошкольного образования включено в федеральную целевую программу, ведь улучшение системы дошкольного образования создает равные справедливые условия для первоклассников, для их успешной учебы в школе.
Безусловно,  КПМО создал  все необходимые условия для  перехода от модели «контроля качества»  к модели «обеспечения  качества» образования.       Именно такого подхода  требует новый формат стандарта нового поколения, который принципиально изменил его структуру и теперь представляет собой набор требований к образовательным программам, к результатам и условиям ее  реализации.
 
В 2010 году по новым стандартам в республике работали 53 школы, а с 1 сентября 2011 года уже все первоклассники республики будут учиться по новым стандартам. 
Наша республика активно включилась в дискуссию, которая развернулась  в связи со стандартом старшей школы. Считаю, что в условиях отсутствия Стандарта как целостного текста, асинхронное утверждение его по мере готовности частей по ступеням обучения привели к тому, что он стал восприниматься обществом как механическая сумма трех элементов, выставляющих собственные специфические   требования к образовательным  результатам на каждой ступени.   Возникла  крайне опасная тенденция, создающая риск внутреннего несовпадения и даже противопоставления целей образования как универсальной жизненной ценности. И неудивительно, что именно в этой точке  резко обозначилась  проблема сквозных результатов образования.  
Очевидно, что проблемная зона этих результатов лежит не внутри  системы образования, а в социуме, конкретно – в том, как социум смотрит на подрастающее поколение в целом и на каждого конкретного ребенка в частности. И в этом смысле важно «настроить» систему и общество на высокие требования к компетентности педагогических и руководящих работников образования для обеспечения нового качества образования.
 
На это направлен новый порядок аттестации педагогов. В 2010 году нам удалось автоматизировать систему аттестации педагогов, но пока не получилось процедуру аттестации связать с системой повышения квалификации. Считаю необходимым, в первую очередь разработать новые модельные подходы, когда аттестуемый учитель мог в рамках повышения квалификации пройти квалификационные испытания, на основе защиты своего проекта на выходе получить образовательную программу и, соответственно, категорию.  
Но для этого нужна новая модель повышения квалификации, отвечающая по содержанию современным требованиям, востребованная у профессионального сообщества синхронностью изменений. Сегодня болезненный процесс претерпевает изменение госзадания нашего института кадров управления и образования, есть наметки по созданию нового Института развития образования, как это сделано в Иркутской и Новосибирской областях. На такие действия подталкивает необустроенность в Бурятии рынка данных услуг. 
Изменить ситуацию было бы возможно, если бы средства на повышение квалификации предоставлялись коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. В перспективе стажировочные площадки по Нашей новой школе на базе инновационных школ могли бы взять на себя и систему повышения квалификации и аттестацию учителей по уровню сложности.
 
Благодаря внедрению новых финансовых механизмов, удалось изменить ситуацию с заработной платой учителей в лучшую сторону. Теперь ресурс системы, и кадровый, и финансовый используется более эффективно. Чем качественнее ты работаешь, тем выше зарплату получаешь. Чем больше в школе качественно работающих и успешных учителей, тем больше учеников в нее стремится, тем выше объем субсидии для школы. 
Решить задачу по обеспечению этого соответствия вполне реально. Неслучайно сегодня решается вопрос о включении показателя соотношения зарплаты учителей к средней зарплате по экономике региона в перечень индикаторов эффективности их деятельности по проекту В.В.Путина. 
В течение двух лет республика обеспечит повышение средней заработной платы учителя до средней заработной  платы в экономике, причем, это не будет механическим повышением зарплаты всем учителям. Она напрямую будет зависеть от результативности деятельности учителя.
 
По Комплексному плану модернизации общего образования система материальной поддержки учителей - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволяет стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. 
В 2010 году нам удалось организовать стажировки молодых  учителей на стажировку в города Иркутск, Москва. 34 молодых педагога республики получают государственную поддержку в размере 500 тыс.руб. В рамках второго Байкальского образовательного форума создана  Ассоциация молодых учителей РБ.   
 
Необходимо отметить, что в последнее время усилилось внимание к условиям, необходимым для достижения целей повышения качества образования, ведь только при создании новых условий, мы можем получить новые результаты.  
Отрадно, что с 2011 года из федерального бюджета будут выделены средства на приобретение учебно-лабораторного, спортивного оборудования, оборудования для школьных столовых и медкабинетов, будут приобретены школьные автобусы. Федеральное субсидирование направлено не только на развитие школьной инфраструктуры, но и на модернизацию системы повышения квалификации руководителей школ и учителей. 
 
Благодаря федеральному центру, только в этом учебном году в рамках празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства нам удалось построить 22 объекта образования, из них 10 школ, 11 детских садов и 1 профессиональное училище. Понятно, что все сдаточные объекты являются показательными в смысле соответствия современным требованиям, это значительно улучшило инфраструктуру образования республики.
Велением времени является внедрение цифровых технологий в практику школы, основанных на использовании современных ИКТ, ведь без создания  электронной среды учреждений, невозможна работа по предоставлению доступа к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе и для малокомплектных школ. Кроме того, для управленцев муниципального и регионального уровней получает развитие централизованная информационная система, аккумулирующая сведения о сфере образования, начиная с уровня образовательного учреждения - проект КОЭРСО. 
 
С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые санитарные требования (СанПиН). Конечно, правила жесткие, но все не так плохо, потому как введение новых санитарных норм будет проводиться поэтапно. Мы понимаем, что в муниципалитетах сегодня нет средств на то, чтобы решить все и сразу. Финансироваться работа должна за счет бюджетов разных уровней, в том числе и федерального. На плечи родителей и директоров школ такие затраты лечь не должны. И об этом, на мой взгляд, должен четко и ясно заявить наш форум.
 
В рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» в Республике Бурятия осуществляется выявление одаренных детей и молодежи. Создана региональная база данных, Законом Республики Бурятия   утверждены государственные премии для поддержки талантливой молодежи. 
Понятно, что если более или менее выстроена система поиска, то система сопровождения талантливых детей требует дополнительных проектных шагов. Ведь не секрет, что в школах еще до сих пор учителя больше готовы работать с отстающими детьми, нежели с одаренными. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Необходимо в норматив подушевого финансирования предусмотреть расходы на детей с особым развитием – это и дети – инвалиды и одаренные дети. Необходимо создавать сеть образовательных учреждений, работающих с талантливыми (одаренными) детьми. На все это нужны дополнительные финансовые вложения.
 
В рамках сохранения и укрепления здоровья школьников начата разработка инструментария мониторинга физического развития обучающихся. Внедрение электронного паспорта здоровья школьников начнется в России с 2012 года, но уже сегодня в экспериментальных школах республики на каждого школьника разработан паспорт, в основе которого данные по диспансеризации учащихся.   
 
Необходимым условием формирования инновационной экономики Республики Бурятия является модернизация системы профессионального образования, основные направления которой определены Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятии до 2020 года.
Качество подготовки кадров напрямую зависит от уровня преподавательского состава и связности образовательного процесса с практикой на современных модернизированных предприятиях. В связи с этим, необходимо тесное сотрудничество учреждений начального и среднего профобразования с предприятиями реального сектора экономики. 
В настоящее время происходят интеграционные процессы со стороны Союза промышленников и предпринимателей РБ, Торгово-промышленной палаты РБ. Попечительские и Общественные советы образовательных учреждений НПО и СПО возглавляют представители бизнеса. 
Эффективной мерой частно-государственного взаимодействия является перевод системы на «дуальную» схему подготовки кадров, предполагающую принятие производственными предприятиями части функций по профессиональной подготовке и обязательств по дальнейшему трудоустройству выпускников (при условии выполнения определенных требований). Необходимо создать технологические платформы в регионе.
Еще одно важное направление модернизации профессионального образования - внедрение программ прикладного бакалавриата, программ ВПО по уровням подготовки "бакалавриат-магистратура", интегрированных образовательных программ, обеспечивающих возможность последовательной реализации начального и среднего профессионального образования.
 
Для удовлетворения потребности регионального рынка труда в профессиональных кадрах в Республике Бурятия формируется  республиканская система государственного заказа. Эта система актуализирует необходимость оптимизации финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов. 
 
В связи с этим, разработана новая схема определения контрольных цифр приема согласно потребности экономики Республики Бурятия. Бюджетные места для обучения предоставляются только по востребованным экономикой специальностям и профессиям.
 
Ежегодно учреждениями начального и среднего профессионального образования заключаются договоры с предприятиями на целевую контрактную подготовку, где предусмотрено 30% финансирования за счет средств работодателей и отработка молодыми специалистами не менее 3-х лет на предприятии, с которым заключен контракт. Так, в 2010 г. было заключено 1619 договоров о целевой подготовке  кадров со 130 организациями различных форм собственности (в 6 раз больше по сравнению с 2009 г.).
Республика Бурятия испытывает потребность в новых стандартах и механизмах оценки качества образования, обеспечивающих преемственность содержания и процедур аттестации выпускников учреждений профессионального образования и их готовности к эффективной трудовой деятельности в условиях современного производства. В рамках решения задач сертификации квалификаций на региональном уровне, создан Центр оценки и сертификации профессиональных квалификаций, где соучредителями являются Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палата Республики Бурятия.
Задача эффективного расходования средств, выделяемых на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по востребованным специальностям, рост заработной платы в зависимости от качества труда является определяющим фактором при введении новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования.  Для выполнения задачи повышения заработной платы работникам системы профессионального образования предполагается постепенное увеличение доли фонда оплаты труда в нормативе подушевого финансирования. Также стоит задача разработки механизма по установлению связи  объема получаемой субсидии не только с объемом государственного задания (контингента учащихся), но и качеством его реализации.
Программой модернизации профессионального образования Республики Бурятия на 2011- 2014 годы предусмотрено финансирование основных мероприятий  в объеме:  60 млн. руб. - из республиканского бюджета, 96,743 млн.руб. -  из внебюджетных источников финансирования. 
В период до 2013 года в республике произойдет оптимизация сети учреждений профессионального образования, которая будет способствовать поэтапному увеличению доли государственного заказа по востребованным специальностям и доведение ее к 2015 году до 89 процентов. 
 
Если в 2007 г. в республике функционировало 35 учреждений НПО, то в результате реорганизации к 2011 г. создано 14 учреждений довузовского профессионального образования инновационного типа.
Сегодня создаются многоуровневые  техникумы инновационного типа, которые будут готовить специалистов среднего звена, квалифицированные рабочие кадры, а также вести переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий по следующим приоритетным направлениям развития экономики:  горнодобывающая промышленность,  строительство,  транспорт и  туризм. 
 
В республике формируются  два крупных ресурсных центра: машиностроительного и туристического направлений. Планируется оснащение данных ресурсных центров современным учебным, лабораторным и производственным оборудованием. 
Для эффективного управления системой образования в республике создается Корпоративный портал довузовского профессионального образования, предусматривающий внедрение единой электронной платформы  и автоматизации управленческих процессов.
 
Без квалифицированных педагогических кадров, владеющих современными образовательными и  производственными технологиями невозможна качественная подготовка рабочих кадров и специалистов. В Республике Бурятия осуществляется формирование инфраструктуры развития кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования, в которую войдут Республиканский институт кадров управления и образования, Фонд кадрового резерва, Ресурсные центры (по кластерному типу), Республиканские инновационные площадки, Региональные объединения работодателей.
При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.
 
В республике реализуется проект создания Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса, который вместе с развитием фундаментальных и прикладных наук  станет центром разработки и производства передовых технологий и подготовки кадров. Как никогда нужны кадры, способные участвовать в инновационных процессах и управлять данными процессами, а также обладающие современными ключевыми компетенциями, с ориентацией, в первую очередь, на наиболее конкурентоспособные отрасли экономики. Другими словами, речь идет о будущем ядре инновационной системы региона. 
 
В целом образовательная практика последних лет в самом деле кардинально изменилась и требует нового законодательного оформления, ведь проектные изменения не будут устойчивыми, если не совершенствовать нормативное правовое регулирование.
Это касается серьёзного расширения прав родителей и работодателей – полноценных участников образовательного процесса. Необходимо адекватное правовое поле для электронного образования, глобальных информационных сетей, – всё шире используемых образовательными учреждениями. Пора законодательно закрепить кредитно-модульную систему, сетевые формы получения образования. Настало время перейти от финансирования учреждений к финансированию качественных образовательных программ с использованием подушевых принципов на всех уровнях образования. 
 
Необходимость принятия нового федерального закона стала очевидной, когда на всех уровнях образования остро обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением. Именно новый интегрированный закон «Об образовании» должен стать правовой основой  и гарантом всех достигнутых результатов, где будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее, и дополнительное.
У нас есть возможность обсудить новую редакцию не только в рамках форума, но и на августовских совещаниях. Неслучайно на федеральном уровне ни один документ не утверждается без широкого обсуждения, выверки и учёта всех возможных позиций. Только так, как нам представляется, и можно в нашей стране обеспечить развития образования и науки.
 
Еще в начале 2010 года  мы уделили самое серьезное внимание Федеральному закону N 83-ФЗ, в соответствии с которым мы получаем  повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет введения механизма бюджетного субсидирования государственного задания. 
Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объёма, требований качества, условий их предоставления. Конечно, такие услуги будут в полном объёме профинансированы за счёт бюджета. Здесь мы должны решить первостепенную задачу по всестороннему информированию родителей. В рамках проекта КОЭРСО они будут получать подробную информацию о деятельности школы: о том, какие услуги им обязаны предоставить бесплатно, сколько на это государство выделило денег и как учреждение использует своё имущество, бюджетные и внебюджетные средства. 
Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Получат развитие концессионные механизмы для привлечения к управлению школами частных инвесторов.
 
 
Реализовать направления нацпроекта и инициативы «Наша новая школа» мы намерены в комплексе  с мероприятиями новой Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, тем более, что в программе впервые появился механизм поддержки регионов через субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе.  Так же мы намерены принять участие в конкурсном отборе по поддержке  профессионального образования. 
В настоящее время перед образованием республики стоят масштабные задачи по модернизации системы дошкольного, общего и профессионального образования, реализация мероприятий AWGHJ и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
От того, как будет устроено образовательное пространство, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому модернизационные процессы в системе образования должны стать делом всего нашего общества.
 
Байкальский образовательный форум стал традиционным местом встречи представителей образования и общественных организаций,  политической, деловой и интеллектуальной дискуссионной площадкой для обсуждения, согласования крупных образовательных проектов. Уверен, что предложения и рекомендации, выработанные в ходе форума будут способствовать инновационному развитию не только региональной экономики, но формированию благоприятного делового климата и повышению уровня жизни граждан страны.
 
 
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100