Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард" (22-24 апреля 2011 года)> Панельная дискуссия «Стратегия развития образования Российской Федерации до 2020 года»
Презентация к выступлению Игоря Реморенко 

Панельная дискуссия «Стратегия развития образования Российской Федерации до 2020 года»




В рамках межрегиональной конференции "Эврика-Авангард" состоялась панельная дискуссия "Стратегия развития образования Российской Федерации до 2020 года". 
 
В дискуссии принимали участие Александр Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика», Давид Фельдштейн, вице-президент РАО, Александр Асмолов, директор ФИРО, Игорь Реморенко, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ.
 
Александр Адамский обозначил ряд центральных для дискуссии проблем.
В частности, вопрос о том,  может ли учитель сегодня  взять на себя роль регулятора содержания образования. Этот вопрос не менее актуален, чем обсуждение самого содержания образования. Важно осознать, какова роль государства этом вопросе.
 
Давид Фельдштейн рассказал о специфике современного детства, о ребенке 2011 года, о феноменах.
 
В выступлении директора ФИРО Александра Асмолова  была обозначена ключевая проблема современного образования: мы катастрофически отстаем от быстроменяющихся требований «ускользающего» мира:
- Мир детства решительно меняется: социально, культурно-исторически, психо-физиологически.
Почему? Потому что изменилось само время, в котором мы живем.
Как же называется наша эпоха? Информационная, постиндустриальная? Все мы — люди сети. Время, в котором мы живем, может быть названо сетевым столетием. И это не просто красивая фраза. Изменилась сама система координат, в которой мы живем. Чтобы ответить на вопрос о том, почему это происходит, нужно учесть какие существенные характеристики поменялись. Время в котором мы живем можно назвать сетевым столетием, для которого характерны стремительное изменение сетевых технологий, возможностей коммуникации. Это мнение подтверждено современными исследованиями ведущих культурологов, социологов, психологов. Сегодня  меняется тип отношений ребенка и взрослого.

Одной из ключевых трагедий образования Александр Асмолов видит отставание динамики освоения учителями современных коммуникационных технологий. Особенно в информационной сфере дети оказываются принципиально успешней. «Мы на грани не только цивилизационного слома, но и антропологического скачка». Разрабатывая современные образовательные программы нужно учитывать многомерность характеристик развития современного ребенка. Сегодня вопрос о готовности школы к ребенку более актуален, чем готовность ребенка к школе. В связи с появлением современных технологий ключевым становиться принцип вариативного образования, опирающийся не столько на зону ближайшего, сколько вариативного развития.

Среди наиболее острых были названы риски одномерная характеристика детства и молодежи,  риск восприятия молодежи как объекта воздействия, экономического или политического ресурса, а не партнера по взаимодействию и сотрудничеству. Третий риск - описание молодежи как контркультуры. Этот ход достаточно опасен, т.к. подобный способ описания превращает молодежь в группу социального риска. Важно не путать две  логики – приручения и приучения молодежи. Смысл социализации не дрессура и трансляции ставших привычными норм, а в приобщение к ценностям культуры. Молодежь должна стать потенциалом для вариативности социальных систем, а не «рабом» известных шаблонов. Есть ли сегодня у образования ресурс для того, чтобы стать социальным институтом а не просто инструментом развития общества? Важно стремиться к тому, чтобы содержание образования было избыточным по отношению к законам рынка, только тогда может удастся избежать риска подгонки под профессию.

Проблематика выступления заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко касалась прежде всего обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Он обозначил такие спорные вопросы, выявившиеся в ходе общественного обсуждения, как имеющее место в тексте проекта дублирование норм других федеральных документов. Так, на пример, Закон РФ «Об образовании» частично дублирует Трудовой кодекс РФ в части трудовых отношений педагогических работников. Кроме того, Игорь Реморенко также отметил основные противоречия с действующим законодательством, касающиеся в частности таких вопросов как установление льгот и преимуществ при приеме  в учреждения профессионального образования; использования понятий «учреждение» и «организация» и т.д.

Вместе, с тем, важно понимать, что основной замысел проекта заключается не в переделке системы, а в оформлении вызревших институтов: негосударственного образования, институтов  регулирования образовательного рынка, отказ от политических функций школы. Ключевой акцент: от построения рыночных правил деятельности отрасли в начале 90-ых к обеспечению модернизации, основным движителем которой является человек. Новый закон разрабатывается  не для отрасли, а для расширения образовательных возможностей граждан. Само качество законодательного регулирования определяется тем, насколько расширяются образовательные возможности граждан. При этом новый замысел не означает оскудение отраслевого регулирования. Речь идет скорее о  жанре нормативного правового регулирования. Необходимо помнить, что модернизацию системы образования простым расширением свобод не обеспечить.

Игорь Реморенко также обозначил ряд конкретных изменений, зафиксированных в законопроекте:
- возможность выбирать учебные курсы не только внутри ОУ, но и вне его;
- расширение выбора образовательных ресурсов (активное вовлечение в образовательный процесс электронных ресурсов);
- максимальное высвобождение времени на образование за счёт электронной отчётности, подачи заявлений, документооборота в целом;
- общедоступность среднего профессионального образования;
- расширение полномочий общественных советов;
- аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов;
- нормативное подушевое финансирование на всех уровнях образования, гибкие финансовые механизмы (программы развития, образовательное кредитование и пр.)
- учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства.
«Новая версия закона должна быть более лаконичной», - отметил Игорь Реморенко. «Я думаю, нам не удастся скоро отказаться от сложного юридического языка. Но тенденция к унификации языка есть», - подчеркнул он.
 
 

 
Ирина Воробьева,
Наталья Цырендашиева
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100