Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к лекции Романа Селюкова 

Лекция заместителя директора АНО «Институт проблем образовательной политики "Эврика"  Романа Селюкова «Основные направления ФЦПРО. Модели институтов модернизации (2011-2015 гг.)»




13 апреля в рамках работы экспертно-аналитического семинара "Кадровая модернизация системы образвоания Забайкальского края" прошла лекция Романа Селюкова "Основные направления ФЦПРО. Модели институтов модернизации (2011 - 2015гг.)".

Ключевые моменты, на которые следует  обратить внимание с позиций ФЦПРО:
- модернизация системы повышения квалификации;
- увеличение заработной платы работников  образования  до средней заработной платы по экономике;
- повышение конкурентоспособности педагогических специальностей по сравнению с другими специальностями в регионе.
Субсидии субъектам РФ будут предоставляться на конкурсной основе  под обеспечение достижения целевых индикаторов ФЦПРО. Победителями конкурсного отбора станут не более 10-15 субъектов. Создание и функционирование стажировочных площадок по направлению общее образование ориентировано на  реализацию инициативы «Наша новая школа», при этом работа внутри площадки ведется по каждому из 6 направлений инициативы «Наша новая школа».   Стажировочные площадки по дошкольному образованию предполагают работу по поддержке и развитию вариативных форм дошкольного образования: семейные детские сады и группы, группы кратковременного пребывания и т.д.  Стажировочные площадки по направлению социализация детей работают в рамках таких задач как отработка механизмов создания безбарьерной среды в школах,  поддержка технического творчества, работа с одаренными детьми, детьми с особыми нуждами. Впоследствии будет осуществлена дессиминация эффективных моделей и механизмов при поддержке федерального бюджета. Прием заявок будет начат в мае. Победители получат финансовую поддержку, результаты реализации программ должны будут обобщены в течение трех лет.
Рамочные мероприятия ФЦПРО позволили закрепить идею комплексности региональных проектов (программ), претендующих на государственную поддержку. При чем именно идея комплексности является ключевым моментом. Главная цель -  максимальное включение  федеральных субъектов в процесс модернизации.
Структура ФЦПРО:
Определены три ключевые задачи, каждая из которых предполагает некий комплекс мероприятий, которые распадаются на проекты. Всего 11 мероприятий: по три в первой и второй задаче, и пять в третьей.
Задача 1: достижение стратегических ориентиров, заложенных в инициативе «Наша новая школа»; механизм поддержки- субсидии субъектам федерации. Риск: если выработанная площадкой нормативная база слишком  эксклюзивна, то такие варианты поддерживаться не будут. Обязательное условие: стажировочная площадка должна быть автономной.
Задача 2: модернизация профессионального образования для региональных рынков труда с учетом демографической ситуации. Направление движения – ориентация на требования приоритетных кластеров (с учетом анализа их перспективности и жизнеспособности), модернизация согласно ориентирам экономического развития региона.
Задача 3: создание системы оценки качества образования.
Остановимся подробнее на каждом из направлений.
Дошкольное образование.  В условиях существующей демографической ситуации не эффективен путь строительства новых детских садов, важны вариативные формы дошкольного образования, т.е. поддержка индивидуальных предпринимателей, обладающих лицензией на обеспечение присмотра за детьми. Необходим механизм, предусматривающий возможность выделения финансовых средств из бюджета региона. Практика качественного дошкольного образования не будет достаточно развиваться, пока не появятся  альтернативные частные структуры. Это достаточно сложный региональный проект, требующий изложения в описании заявки на стажировочную площадку целого ряда муниципальных проектов по поиску и нахождению эффективных управленческих решений.
Общее образование. Главный акцент в деятельности стажировочной площадки -введение ФГОС, создание эффективных технологий  по формированию предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся, оценка компетентности педагогов с позиций достижения учащимися указанных результатов, создание современной инфраструктуры, ориентированной на достижение этих результатов, создание адекватной информационной среды.
Талантливые дети.  Технология работы с детьми – «Я знаю как» должна быть оформлена в виде описания, «чемоданчика», который может передаваться учителям для осуществления работы. Для этого необходимо отработать технологию образовательного норматива. Обучать талантливого ребенка станет выгоднее: он сможет заниматься тем, что ему интереснее, а не только тем, что предоставляет образовательное учреждение. Формирование такого норматива ведет к оживлению рынка образовательных услуг. Муниципальная  составляющая – обеспечение непрерывности, возможности перетекания денежных средств из одного заведения в другое  легитимно.
Развитие учительского потенциала.  Школьный учитель должен  четко понимать. каких компетенций ему не хватает и где он сможет повысить квалификацию в нужном именно ему объеме. При этом механизм повышения квалификации должен соотноситься с требованиями к качеству образования в рамках ФГОС. Аттестация - не как оценка достижений самого педагога, а как оценка его способности развить у детей, скажем, метапредметные компетентности. С позиций такого подхода  в одном учреждении учителей высшей категории не может быть больше 10%. Если их больше, то значит механизм аттестации недостаточно эффективен.
Здоровьесбережение. Муниципальные ресурсы должны позволять ребенку проходить необходимые оздоровительные процедуры. Все услуги должны быть направлены на  обеспечение здоровья ребенка. Если это экспериментальная площадка, о дети должны работать по индивидуальным программам.
Финансово-хозяйственная самостоятельность. Если школа не автономная, то нет шансов стать стажировочной площадкой.
Социализация детей. Поддержка усилий субъектов РФ, направленных на создание и реализацию программ, связанных с  обеспечением безбарьерной среды, поддержку, тех образовательных учреждений, которые будут заниматься реабилитацией детей инвалидов.  Главная условие создание таких условий в школе, чтобы там на общих основаниях могли обучаться и дети - инвалиды. Например, в г.Улан-Удэ директор специализированной школы выступила с проектом обучения  педагогов школ региона технологиям работы с детьми- инвалидами. На вопрос оппонентов: «А Вы не боитесь, что ваше учреждение закроют за ненадобностью?» - последовал ответ: Я мечтаю, о том, чтоб мою школу закрыли и дети инвалиды могли обучаться вместе с другими детьми в обычной школе».
Профессиональное образование. Поддержка региональных программ:
 Наиболее значимой проблемой на сегодня является то, что большое количество выпускников не может трудоустроиться после окончания вуза или колледжа. Быть может, не следует готовить специалистов, которые не кому не нужны, особенно если специальность получена в непрофильном учреждении.  Обучение таких специалистов стоит больших денег, а реализоваться они не могут. Основные направления деятельности в рамках реализации комплексных программ модернизации профобразования:
- Формирование эффективной территориально - отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда.
- Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.
- Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
- Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования.
- Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
- Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования.

Модернизация системы оценки качества образования.
В рамках мероприятий по данному направлению предполагается формулирование современных требований к процедурам контроля и надзора в сфере образования., создание современной модели оценки качества образования.



Светлана Капустина, Аналитическая группа Забайкальского края


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100