Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к сообщению Бальжит Дамбаевой 

Сообщение Минобразования Забайкальского края «Вопросы кадровой модернизации системы образования Забайкальского края»




Работа экспертно - аналитического семинара "Кадровая модернизация системы образвоания Забайкальского края" началась с выступления заместителя министра образования, науки и молодежной политики края Бальжит Дамабаевой. В своем выступлении она особе внимание уделила вопросам кадровой модернизации региона.

Решение задач модернизации российского образования в значительной степени определяются качеством профессиональной деятельности учительского (педагогического) корпуса. Уже в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации» от 29 декабря 2001 г. №1756-р) в числе приоритетных задач модернизации образования названы «повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки».
Анализ кадровой ситуации в системе образования Забайкальского края показывает следующее:
на сегодняшний день в образовательных учреждениях края трудится 27093 человека, из них:
11293 учителей, работающих в системе общеобразовательных учреждений, из них с высшим образованием
78,0% учителей работают в 5-11 классах, 51,1 % учителей – в начальных классах.
Уровень образования учителей в сельской и городской местности выглядит следующим образом  (слайд 2).
Среди муниципальных районов, которые определяют данный показатель приоритетным хотелось бы отметить  следующие районы, где процент педагогов, работающих в 5-11 классах один из высоких
1. Агинский район – 93,2 %,
2. Могойтуйский район – 90,3%
3. Дульдургинский район – 85,1%
4. Каларский район – 89,2%
5. Тунгокоченский район – 81,5%
6. Петровск-Забайкальский район - 81,2%
7. Читинский район -78,2 %

Среди районов, занимающих традиционно последние места находятся
1. Александрово-Заводский район  - 54,2%
2. Балейский район - 60,0%,
3. Сретенский район - 60,5%
4. Нерчинский район - 60,7%
5. Газимуро-Заводский район – 62,3%
6. Калганский район – 61,0%
7. Забайкальский район -63,4%
Гендерный состав преподавательских кадров не сбалансирован. В целом по России среди учителей общеобразовательных школ преобладают женщины (82%), среди преподавателей профтехучилищ женщины составляют 60%, в техникумах доля женщин- 66%. Наиболее сбалансирован состав преподавательских кадров в высших учебных заведениях: здесь трудится 42% женщин и 56% мужчин. Гендерный дисбаланс наблюдается среди преподавателей, имеющих ученую степень: из числа докторов наук женщин насчитывается 17,9%, среди кандидатов наук - 31,9%.
Проблема гендерного состава учителей присуща и системе образования Забайкальского края. Основной состав   работающих в системе образования – женщины 9899 чел. (87,6%). Низкий уровень заработной платы, социальной обеспеченности не привлекает в систему мужчин, что влияет на реализацию воспитательного процесса (слайд 3).
Показатели по стажу учителей:
За последние годы удалось добиться увеличение доли молодых педагогов. Молодых специалистов со стажем работы от 2-х лет до 5 лет  на сегодняшний день составляет 14,7%. В то же время в течении 6-ти последних лет происходит снижение категории педагогов  самого «продуктивного» стажа работы  от 5 до 15 лет с 42,5% до 31,1%. Данная тенденция связана с оттоком населения  из региона. Отрицательной тенденцией является и увеличение процента педагогов со стажем работы свыше 20 лет – 50,2% (слайд 4).
В рамках реализации проекта модернизации образования в Забайкальском крае проводится экспериментальное внедрение в 84 муниципальных общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда, ориентированной на результат. Главное отличие данной системы  -  формирование в учреждении фонда стимулирования учителей и руководителей, распределение средств из которого производится на основании критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы (слай 5).
В соответствии с отчетами школ, участвующих в проекте модернизации образования, средняя заработная плата учителя в первом полугодии 2009/2010 учебного года составила 13 227 рублей, в том числе стимулирующая выплата – 3107 рублей, стимулирующие выплаты получали в среднем 79% учителей. Размер стимулирующей выплаты учителю составил от 65 до 19887 рублей в месяц. При вступлении в проект модернизации, средний оклад учителя на одну ставку был повышен на 30%, заработная плата выросла в среднем на 10%, при этом произошло уменьшение учебной нагрузки, что положительно сказывается на качестве предоставляемых образовательных услуг.
Следует особо отметить, что одним из немаловажных условий участия в проекте являлось достижение учреждением эффективного соотношения между численностью и фондом оплаты труда учителей и численностью и фондом оплаты труда «неучителей» (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, технического персонала). Так, количество «неучителей» должно составлять 53% от численности учителей, соотношение фонда оплаты учителей и «неучителей» в общем фонде оплаты труда должно составлять 70% / 30%.
По оценке Министерства регионального развития Российской Федерации объем неэффективных расходов в сфере общего образования за 2008 год в Забайкальском крае составил 1574,7 млн.рублей, в том числе 1045,7 – за счет неэффективного соотношения учителей и «неучителей». Предварительные данные за 2009 год (по статистическому отчету РИК-83) показывают, что соотношение «неучителей» к учителям в 2009 году составило по-прежнему остается неэффективным - 128,7%, вместо 53%. Учитывая возможности бюджета Забайкальского края и необходимость перехода на системы оплаты труда, ориентированные на результат, введение НСОТ должно сопровождаться изменением сети учреждений, а также поэтапным сокращением неэффективных расходов в образовании и перераспределением средств в фонды стимулирования.
    Анализ данных за 2010г. показывает, что заработная плата учителей дневных школ увеличилась на 15,8% по сравнению с 2009г. за счет снижения уровня заработной платы прочих работников.
    Вопросы внедрения новой системы оплаты труда неоднократно рассматривались на коллегии Министерства, парламентских слушаниях. Поручением Губернатора  Забайкальского края от 05 апреля 2011 г. поручено Министерству финансов Забайкальского края изыскать возможность увеличения расходов в 2011 г. на оплату в учреждениях образования, переводимых на НСОТ, приобретение учебников, учебно-наглядных пособий  для общеобразовательных учреждений (слайд 6).
На 01 марта 2011 в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края  имеется 575 вакансий. Так же присутствует тенденция увеличения - на 01.03.2010 г. имелось 420 вакансий (слайд 7).
Не первый год по предложению Министерства ЗабГГПУ увеличивает  объем приема на заочное отделение учителей со средним специальным педагогическим образованием. Сегодня на заочном отделении в ЗабГГПУ обучаются 852 учителя. На дневном стационаре ЗабГГПУ обучаются 373 человека,  принятые по контрактно - целевой программе (слай 8).
Положительная тенденция по обеспечению молодыми кадрами, подготовленными на контрактно-целевой основе, наблюдавшаяся в течение 5 лет, в 2010 году была не обеспечена вследствие того, что часть «контрактников» не закончила университетский курс (отчисление, академический отпуск) и вторая часть изъявила желание обучаться в магистратуре.
 В 2010 году в образовательные учреждения края прибыло всего 255 молодых специалистов, из которых 142 выпускники ЗабГГПУ, 9 чел.- выпускники иных ВУЗов  и 97 выпускников педколледжей. По истечении 2-х лет есть возможность (слайд 9).
В рамках реализации мероприятия «Привлечение перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы Минобранауки РФ было заключено 55 договоров  на выполнение работ (оказание услуг) с выпускниками ВУЗов 2009, 2010 годов из 25 районов края (первоначальная цифра - 61 чел.). По заданию Минобрнауки России молодой специалист обязуется разработать в 2010-2011 годах индивидуальную модель инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в муниципальном общеобразовательном учреждении, и апробировать ее в течение не менее 3 лет. По условиям договора данная работа оплачивается в размере 500 000 руб.
   
ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» реализует программы педагогического образования на различных уровнях: основная общеобразовательная программа среднего общего образования, основные профессиональные образовательные программы, дополнительные профессиональные образовательные программы, программы послевузовского образования (слайд 10, 11).
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования реализуется по трем направлениям: социально-гуманитарное, социально-экономическое, филологическое. Контингент обучающихся составляет 117 человек.
Основные профессиональные образовательные программы группы «Образование и педагогика» реализуются по подготовке бакалавров (7 направлений, 20 профилей), специалистов (24 специальности) и магистров (7 направлений, 21 магистерская программа). По данным программам в 2010 году университет выпустил 474 учителя. В настоящее время контингент студентов, обучающихся по программам группы «Образование и педагогика», составляет по очной форме 1931 человек, по заочной – 2212. С 2011 года ЗабГГПУ начинает реализацию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (стандартами третьего поколения) по 4 направлениям группы «Образование и педагогика»: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Профессиональное обучение (по отраслям)». Подготовка бакалавров будет осуществляться по 20 профилям, магистров – по 22 магистерским программам.
В рамках дополнительных профессиональных образовательных программ осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации. В 2010 году обучение по данным программам прошли 837 человек.
Программы послевузовского образования реализуются в рамках аспирантуры и докторантуры. В вузе 4 специальности аспирантуры и 1 специальность докторантуры по педагогическим наукам. Выпуск аспирантуры в 2010 году по данным специальностям составил 14 человек, в настоящее время обучается 10 аспирантов по очной форме и 66 – по заочной. ЗабГГПУ готовит 9 докторантов.

Педагогическое образование, являясь составной частью системы профессионального образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования детей.
В Забайкальском крае подготовка педагогических кадров со средним профессиональным образованием осуществляется с 1917 года. Сегодня в крае функционируют 6 образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку будущих учителей. С 2009 года Агинский педагогический колледж имеет статус автономного образовательного учреждения. В 2010 году образовано двухуровневое образовательное учреждение среднего профессионального образования «Петровск-Забайкальский профессионально-педагогический техникум» на базе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 10» путем слияния с ГОУ СПО «Петровск-Забайкальский педагогический колледж».
В соответствии с ФГОС СПО образовательная деятельность педагогических колледжей и техникума направлена на создание условий для личностно-профессионального становления обучающихся, повышения качества освоения студентами профессиональных образовательных программ.
Подготовка квалифицированных специалистов по направлению «Педагогика и образование» осуществляется по очной, заочной формам обучения и в форме экстернат как за счет средств краевого бюджета, так и по договорам с полным возмещением затрат.
В настоящее время подготовка осуществляется по 11 педагогическим специальностям: «математика», «информатика», «русский язык и литература», «иностранный язык», «история», «преподавание в начальных классах», «дошкольное образование», «музыкальное образование», «изобразительное искусство и черчение», «физическая культура», «педагогика дополнительного образования». В связи с введением ФГОС третьего поколения прием по специальностям предметной подготовки с 2011 года осуществляться не будет (слайд 12).
На 01 апреля 2011 года контингент обучающихся по педагогическим специальностям составляет:
1) за счёт средств краевого бюджета  1 819 чел., в том числе:
- по очной форме – 1 559 чел.,
- по заочной форме – 260 чел.,
2) за счёт средств физических лиц – 513 чел., в том числе:
- по заочной форме – 666 чел.,
- по форме экстернат – 9 чел.
Ежегодный прием за счет средств краевого бюджета в педагогические колледжи составляет около 500 чел., выпуск – около 400 чел. Трудоустройство в 2010 году составило 54%, из них по специальностям – 42%.
В 2010 году все образовательные учреждения продолжили работу над совершенствованием образовательно-воспитательного процесса через:
- повышение квалификации – 107 чел. (46%);
- прохождение аттестации – 58 чел. (22%);
- защиту диссертации – 2 чел. (БПК, ЧПК);
- обучение в аспирантуре – 12 чел. (5%);
- заочное обучение в вузах – 3 чел. (1%);
- обобщение передового опыта – 15 чел. (6%);
- публикацию материалов в сборниках по результатам международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях – 58 чел. (20%);
- издание учебно-методических пособий – 2 чел. (1%).
Всего педагогических работников – 232 чел (слайд 13).
Эффективность педагогического образования сегодня существенно снижается из-за того, что остается нерешенным ряд проблем:
недостаточная координация между объемом выпуска педагогов и потребностями общеобразовательной школы;
не налажена подготовка учителей для специфических условий сельской малокомплектной школы;
недостаточная обеспеченность педагогических учебных заведений качественной учебной литературой и школьными учебниками;
недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях.
Решение указанных проблем возможно при реализации краевой долгосрочной целевой программы «Модернизации профессионального образования Забайкальского края (2011-2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 23 августа 2010 года № 341. В рамках указанной программы утверждена программа реструктуризации и оптимизации сети краевых образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на 2011-2015 годы (приказ Минобразования Забайкальского края от 17 января 2011 года № 08). В целях ориентации среднего педагогического образования на потребности регионального рынка труда предполагается в 2011 году реструктуризация ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Балея» Забайкальского края путем присоединения к ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж». В 2013-2014 гг. планируется открытие подготовки по программам прикладного бакалавриата в ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж», ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино».
В настоящее время коллективом ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж» разработана инновационная образовательная программа «Совершенствование качества подготовки педагогических кадров на основе информационно-коммуникационных технологий и развитие инновационного потенциала учреждений начального и среднего профессионального образования Забайкальского края» (утверждена приказом Минобразования Забайкальского края от 08 февраля 2011 года № 89). Для реализации указанной программы создается региональный ресурсный центр «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В рамках центра будут решены следующие задачи:
1. Реализация профессионального обучения на основе нового содержания, методов и организации образовательного процесса посредством внедрения ИКТ.
2. Осуществление профессиональной переподготовки профессиональных кадров учреждений НСПО, общего образования Забайкальского края.
3. Оказание дополнительных образовательных услуг обучающимся в системе учреждений НСПО, общего образования Забайкальского края.
4. Повышение профессиональной квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения образовательных учреждений НСПО в области ИКТ-компетентности.
5. Организация виртуального сетевого взаимодействия образовательных учреждений НСПО, общего образования Забайкальского края, представителей заказчиков профессиональных кадров, на основе коллективного использования технических и кадровых ресурсов ГОУ ДПО ЗабКИПКРО, ГУ УМЦ НСПО, Центра информационных технологий и дистанционного обучения ГОУ ДПО ЗабКИПКРО.

Одним из важных направлений кадровой модернизации региональной системы образования призвана стать модернизация системы повышения квалификации. Не случайно в Федеральной целевой программе развития образования (2011-2015 гг.) ключевым инструментом развития институтов дошкольного и общего образования определено повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров образования.
Особый акцент ставится на развитие стажерских площадок по модернизации муниципальных систем дошкольного образования, распространению моделей образовательных систем обеспечивающих современное качество общего образования, реализации ФГОС общего образования, моделей государственно-общественного управления образованием, распространению современных моделей успешной социализации детей.        
Для учреждений системы повышения квалификации национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» задает новые ориентиры в работе, фактически знаменует новый этап их развития. Миссией  институтов повышения квалификации на новом этапе развития российского образования становится научно-методическое сопровождение деятельности педагогов, образовательных учреждений края при реализации национальной образовательной инициативы.
С учетом проектов государственных образовательных стандартов общего образования, построенных на системно-деятельностном и компетентностном подходе, обновлены программы дополнительного профессионального образования. По итогам лицензирования института предлагается слушателям 19 программ профессиональной переподготовки, 38 программ повышения квалификации и 7 программ стажировки. ЗабКИПКРО заключены договоры с ведущими издательствами страны "Просвещение", "Дрофа", "Русское слово", "Ассоциация XXI век", «Академкнига», «Вентана-граф», «Баллас», ИД «Федоров»,  и др. об участии в апробации учебников и УМК и проведении семинаров с участием авторов и методистов издательств для учительства края. В 2010, 2011 году было проведено 22  семинара с авторами учебников и УМК, методистами издательств (слайд 14).
Организованно проведена договорная компания по комплектованию курсов на 2010-2011 учебный год. За первое полугодие 2010-2011 года обучилось 2169 чел., кроме того - 72 чел. обучились в режиме модульного обучения. Завершилось обучение руководителей школ по программе «Современный образовательный менеджмент», проводятся семинары по обучению управленческих команд районов края по переходу на ФГОС. Аналогичную работу планируется проводить и среди учителей второй и третьей ступени при принятии стандартов образования подростковой и юношеской школы.
АИПК по обновленным программам длительных курсов повышения квалификации в аспекте новых стандартов обучены все учителя 1-2 классов, работающие в экспериментальном режиме. Опережающую подготовку проходят и учителя-предметники. В целях оперативного реагирования на запросы педагогов организованы постоянно действующие семинары для учителей начальных классов и муниципальных координаторов. Они проходят в очно-заочной форме по модульно-накопительной схеме.  В дистанционном режиме изучаются теоретические вопросы, на семинарах практикуется проектная работа, рефлексируется наработанный опыт школ и учителей с последующей коррекцией.
По решению задачи «Обеспечение к 2012 году стопроцентного охвата руководителей образовательных учреждений дополнительной управленческой подготовкой»:
 программой профессиональной переподготовки  «Менеджмент в образовании» (650 часов) охвачен 71 руководитель ОУ Агинского Бурятского округа, что составляет 31% от общего количества руководителей ОУ  округа разных уровней.
осуществляется ежегодное повышение  квалификации руководящих кадров и резерва в объеме не менее 72 часов (про модульно-накопительной системе) по вопросам управления инновационными ресурсами в условиях модернизации образования,  развитию.финансово-экономических механизмов и др).
В рамках ведомственной целевой программе «Педагогические кадры» создано открытое образовательное пространство образовательных учреждений - портал, объединяющий сайты ведущих учителей Забайкальского края, победителей приоритетного национального проекта «Образование».
Важное значение в профессиональном развитии учительства имеют конкурсы профессионального мастерства, воспитательных систем, культурно-образовательных инициатив и др. В 2010-11 учебном году состоялись краевой конкурс «Учитель года», краевой конкурс культурно-образовательных инициатив, образовательный форум, впервые был проведен конкурс «Лучший по профессии» среди 23 категорий педагогических работников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
С учетом современных подходов в организации системы повышения квалификации разработан и рассмотрен на ученом совете ЗабКИПКРО проект «Концепции повышения квалификации работников общего образования Забайкальского края». Основное содержание Концепции: демонополизация сферы повышения квалификации, состязательность при оказании услуг в сфере дополнительного профессионального образования педагогов, прагматическая, практикоориентированная направленность дополнительных образовательных программ, модульно-накопительный характер их формирования, научно-методическое сопровождение и поддержка в процессе повышения квалификации проектных групп, управленческих команд, профессиональных сообществ педагогов. Основные идеи Концепции нашли своё отражение в краевой ведомственной целевой программе «Педагогические кадры».
 Уже сейчас можно говорить о диверсификации в регионе процессов повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования. По данным Управления профессионального образования и науки Минобразования Забайкальского края в 2010 году обучались в ЗабКИПКРО 4330 чел., свыше 2000 чел. – в Агинском ИПКРО и ЗабГГПУ.  
В рамках краевой ведомственной целевой программы «Педагогические кадры» осуществлялись следующие мероприятия:
подготовлены и утверждены приказом Минобразования края «Положение о региональной инновационной площадке», подготовлены проекты положений о базовой, опорной школах, ресурсных центрах, разработаны показатели мониторинга кадровой ситуации в рамках Регистра качества образования,       было значительно обновлено содержание дополнительных образовательных программ, реализованы мероприятия Года учителя, конкурсы и др.   

Одной из государственных услуг, предоставляемых Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края в целях обеспечения качества кадрового потенциала отрасли, является аттестация работников образования.
С 2000 по  2010 г  аттестация педагогических  и  руководящих  работников  проводилась в соответствии  с Положением  о порядке  аттестации  педагогических  и  руководящих   работников  государственных  и  муниципальных   образовательных  учреждений,  утверждённом   приказом  Минобразования  РФ   от 26. 06. 2000г№ 1908.   В основе аттестации педагогических работников лежал принцип добровольности на все квалификационные категории (высшую, первую, вторую). Аттестации  на  обязательное подтверждение  соответствия  занимаемой  должности  не  было.
В целом за 5 предыдущих лет имеет следующую статистику по аттестации (слайд 15).
За данный период определилась тенденция увеличения доли педагогов, имеющих первую и вторую категории.
Среднее значение удельного веса численности педагогических работников ОУ, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории 14, 8% (на 5,4% ниже показателя среднего по стране). Максимальное число педагогических работников,  прошедших аттестацию, - в Забайкальском (26,7%) и  Ононском (25,3%) районах. Выше среднего показатели в 16 районах (47% от общего числа районов). Низкий показатель (ниже 5%) в Тунгиро-Олёкминском районе.  
На 01.01. 2011 г. в учреждениях края работало 74,5% учителей, прошедших аттестацию на высшую, первую и вторую квалификационные категории (слайд 16).
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», переход с 2011 г. на новые Федеральные государственные стандарты, с 2010 г. на новую систему оплаты труда требуют от педагогических работников сформированности профессиональных педагогических компетенций, его квалификации, методологической культуры. С этой целью с 2011 г. введена новая система аттестации педагогических работников. Полномочия на аттестацию с  целью  подтверждения  соответствия  занимаемой должности и  с целью  установления  соответствия  уровня их  квалификации  требованиям,  предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), переданы субъекту Российской Федерации.
    С   1 января  2011 г   аттестация  педагогических  работников   проводится,  согласно    Порядку  аттестации  педагогических работников  государственных   и  муниципальных   образовательных  учреждений,   утвержденному  Приказом Минобразования РФ  от  24  марта   2011 г №  209.  В крае создана необходимая региональная нормативная правовая база.  Подведено необходимое финансовое обеспечение под реализацию мероприятий по аттестации педагогических работников.
В Забайкальском крае созданы две аттестационные комиссии:
- Комиссия по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы;
- Комиссия по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Забайкальского края, реализующих основные образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы.

(слайд 17) нормативно-правовая база аттестации
На базе Краевого центра оценки качества образования Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования (далее - КЦОКО ЗабКИПКРО) создан отдел аттестации педагогических работников.
 Определено учреждение (ЗабКИПКРО), на базе которого проводятся квалификационные испытания при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности.  Обобщаются и анализируются данные образовательных учреждений, формируется график аттестации на 2011 год.
На основе «Методики оценки уровня квалификации педагогических работников» под ред. В.Д. Шадрикова (академика РАО), И.В. Кузнецовой разработана адаптированная региональная модель аттестации педагогических работников, которая включает    письменные квалификационные испытания:  
- написание педагогом конспекта урока (занятия) по выбранной из трёх предложенных тем уроков (занятий);
- решение одной педагогической ситуации (педагог выбирает её из предложенного набора);
- компьютерное тестирование на ИКТ – компетенции.
 Во – вторых, добровольной является   аттестация педагогических работников с целью  установления  соответствия  уровня их  квалификации  требованиям,  предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), и проводится в соответствии с рекомендациями, предложенными  группой В.Д. Шадрикова, с выездом экспертов в образовательное учреждение, где работает педагогический работник, претендующий на квалификационную категорию. При аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории учитываются среднестатистические данные по Забайкальскому краю и участие педагогов во Всероссийских и региональных мероприятиях.
Данная модель позволяет выявить перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников для повышения эффективности и качества педагогического труда.
Для информирования работодателей и  педагогических работников о процедуре прохождения аттестации КЦОКО ЗабКИПКРО организовано обеспечение педагогических работников документами и материалами по аттестации через сайт.
 Ознакомление с региональной моделью аттестации педагогических работников проводится посредством семинаров – совещаний для директоров образовательных учреждений, заместителей директоров образовательных учреждений и представителей муниципальных органов управления образованием, через лекционно – практические занятия для педагогических работников на курсах повышения квалификации, через консультации. Разработан модуль по подготовке к аттестации в системе повышения квалификации.
В регионе создан банк данных по педагогическим работникам, подлежащих аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности и на установление соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям.
   Аттестацию  на  подтверждение соответствия занимаемой  должности  будут проходить в течение пяти лет 21000 педагогических работников образовательных учреждений края.  На 2011 год запланировано 2000 педагогических работников для прохождения аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности.  В апреле поставлены в график прохождения аттестации 77 человек.
В 2010 году совместно с институтами повышения квалификации, ЗабГГПУ была разработана и утверждена приказом Министерства Ведомственная целевая программа «Педагогические кадры  (2010-2013 годы) " (слайд 18-21).
Программа разработана в целях
 создания институциональных механизмов для модернизации кадровой политики в сфере образования;
обеспечения условий для эффективного воспроизводства педагогического корпуса региона,
повышения квалификации педагогического персонала образовательных учреждений, формирования современного менеджмента образования;
преодоление негативных тенденций в социальном и профессиональном развитии учительства  Забайкальского края.

Целевыми индикаторами и показателями определены:
1) Создание открытого образовательного пространства образовательных учреждений - портала, объединяющего сайты ведущих учителей Забайкальского края, победителей приоритетного национального проекта «Образование»,
2) создание на базе ГОУ ВПО Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского Центра подготовки педагогических кадров для Байкальского региона,  реализация на базе педагогических колледжей Забайкальского края  программ профессионального педагогического бакалавриата;
3) повышение категории педагогов в  возрасте до 30 лет
2010 г. – до  2700 чел.,
2011 г. – до 2750 чел.,
2012 –  до 2800 чел.
4) реализация сертифицированной программы повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей, резерва руководителей) образовательных учреждений «Современный образовательный менеджмент», программ профессиональной переподготовки  «Менеджмент в образовании». Обеспечение к 2012 году стопроцентного охвата руководителей образовательных учреждений дополнительной управленческой подготовкой,
5) введение новой системы оплаты труда во всех образовательных учреждениях, расположенных на территории Забайкальского края (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений).  
        В целях развития кадрового потенциала образовательных учреждений края, поддержки и распространения инновационной и конкурсной деятельности в образовании сегодня разработан проект краевой целевой программы «Образование (2012 – 2015 годы»)», одним из разделов которой является раздел «Развитие кадрового потенциала». В мероприятия программы включены
- поддержка молодых специалистов-педагогов,
 - разработка, апробация моделей персонифицированного повышения квалификации работников образования и поощрение разработчиков,
- поддержка инновационной деятельности работников образования и образовательных учреждений (проведение конференций, семинаров, конкурсов, других мероприятий, поощрение победителей),
 - организация выставочной деятельности и информационной поддержки,
- инновационной деятельности работников образования и образовательных учреждений.
Основные требования к современному учителю
по результатам исследований (слайд 24):
Владение современными информационными технологиями;
Внедрение технологий развивающего образования, ориентированность на развитие креативной личности
Способность видеть многообразие учеников, учитывать индивидуально-личностные особенности различных контингентов детей) одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности
Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду
Умение применять здоровьесберегающие технологии
Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека
Самостоятельное проектирование образовательного процесса

Одной из задач развития регионального образования является определение перспективных идей, проектов образовательных учреждений, органов управления образованием, которые отражают направления поступательного движения системы образования Забайкальского края.
Год назад в апреле 2010 году делегация Забайкальского края в составе 34 человек приняла активное участие на Международном конгресс - выставке «Global Education - Образование без границ - 2010» в г. Москва, где Забайкальский край был представлен десятью инновационными проектами. Лауреатами стали Читинская коррекционная школа для слабослышащих, СОШ №8 г. Краснокаменск, Могойтуйская средняя школа №3, Агинская Буддийская академия. Награждены дипломами 2 степени Агинский педагогический колледж, Агинская окружная гимназия, Агинская СОШ №1, Дульдургинская СОШ, Кусочинская СОШ, Судунтуйская СОШ. Также опыт образовательных учреждений Забайкальского края был представлен на 14-ом Российском образовательном форуме «Все об образовании! Все для образования!» в качестве «Регион-гостя», деловая программа которого включала 8 мастер-классов и педагогических гостиных, 19 инновационных проектов образовательных учреждений были представлены на 4-ом всероссийском конкурсе «Инноватика в образовании». Специальный диплом и приз «Большая жемчужина» получил Агинский окружной институт повышения квалификации работников социальной сферы (ректор Будаева Б.Б.) за проект «Организация инновационного движения в Забайкальском крае»,  диплом лауреата и приз «Малая жемчужина» получили средние общеобразовательные школы: с. Алханай, п. Карымское № 1, п. Кокуй № 2, г. Борзя № 43, «Могойтуйский детский сад «Бэлиг». Педагоги дошкольного образования края участвовали в конкурсе «К здоровой семье через детский сад» лауреатами конкурса стали  детские сады Агинского округа «Солнышко» п. Агинское, с. Цаган-Челутай, с. Амитхаша, с. Таптанай.
С 12-22 апреля 2011 года 32 делегата от Забайкальского края представляют 21 проект на Международном конгресс - выставке «Global Education - Образование без границ - 2011» и XV Российском образовательном форуме в г. Москва.
Наиболее актуальными для образования Забайкальского края можно выделить проекты ОУ, МОУО также продемонстрированные на различных краевых конкурсах педагогов и образовательных учреждений (всего в 2010 году конкурсов краевого уровня – 16, краевых семинаров – 8, круглых столов по актуальным проблемам регионального образования – 12, иным формам (школа педагога-исследователя, дистанционные формы и т.д.) – 12.
В 24-25 февраля 2011 года проведено одно из значимых мероприятий - краевой форум инновационных проектов «Образование - 2011». Всего в конкурсных мероприятиях Форума приняло участие более 600 педагогов из 17 муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Представлены 120 инновационных проектов из 117 образовательных учреждений края (39 дошкольных образовательных учреждений, 11 учреждений дополнительного образования, 6 учреждений НПО и СПО,  58 школ, 4 муниципальных органа управления образованием). Лучшие учителя и руководители ОУ провели 27 мастер-классов. Презентация проектов отражали направления: развитие вариативных форм дошкольного образования, увеличение охвата дошкольным образованием в условиях финансового дефицита, повышение качества образования в малокомплектных школах, развитие современной сельской школы, развитие социального партнерства, культуры здорового образа жизни, механизмы сетевое обучения, совершенствование медиа-пространства, использование дистанционного обучения в сетевом взаимодействии, разнообразие индивидуализации обучения, активное внедрение тьюторства и другие.
Представленные проекты на Форуме инновационных проектов «ОБРАЗОВАНИЕ-2011» показывают необходимость расширения коммуникационных каналов, которые по оперативности сообщений и широте охвата аудитории, не могут идти ни в какое сравнение с традиционными средствами обучения. Проект Кусочинской СОШ и проект Шерловогорской средней общеобразовательной школы № 42 направлены на определение эффективных механизмов передачи информации, проекты Могойтуйской школы №3, Судунтуйской школы нацелены на вовлечение всех субъектов в образовательный процесс, проект Могойтуйской школы №2 – построение медиаобразовательной школы, ДОУ «Бэлиг» - включение информационной составляющей в образовательной процесс, ДЮСШ Агинского района – система удаленного доступа.
Экспертиза проектов учреждениями и органами управления образованием выявляет тот факт, что разработка конкретных проектов образовательных учреждениях стала потребностью, при помощи которой руководители и коллективы исследуют варианты решения проблем, их апробируют, а лучший педагогический опыт социализируется в образовательном пространстве.

 

Аналитическая группа Забайкальского края

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100