Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Проект "Умная школа"> Аналитика> Возможны ли современные информационные технологии в российской системе образования?

Возможны ли современные информационные технологии в российской системе образования?

Из истории интернетизации российского образования

Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. За два года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" «был обеспечен доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям страны». «Согласно правилам конкурса минимальная скорость подключения образовательного учреждения к сети Интернет составляет 128 Кбит/с, с использованием технологий xSDL, Wi-Fi, WiMAX, а также спутниковых каналов связи там, где это необходимо. Метод подключения к сети определяется исходя из возможностей конкретной школы - проводным (по телефонной линии), беспроводным и спутниковыми методами».

Когда в 2006 году, запускался столь масштабный проект, то выставленные условия подключения школ к интернету были, возможно, даже смелы, учитывая начальные условия (подавляющее число школ не имели выхода в интернет, не во всех школах был и телефон) масштабность проекта, географию России и слабое освоение Сибири и Дальнего востока. Но, если всерьез проанализировать начальные условия подключения Российских школ к сети Интернет, то не сложно понять, что скорость 128 кбит/с позволяет медленно работать в интернете ОДНОМУ пользователю, при этом такая скорость позволяет загружать «легкие» сайты, скачивание контента при такой скорости занимает слишком много времени, а работа в режиме он-лайн, особенно с использованием видео технологий, становится не возможной. Не приходится говорить и о возможности интегрироваться в зарубежное образовательное интернет-пространство.

Получается, по факту подключение школ к интернету состоялось, но его качество не позволяет использовать в образовательном процессе даже имеющиеся уже на сегодняшний день образовательные возможности сети интернет, не говоря о возможностях недалекого будущего.

Сегодняшнее состояние дел

На май 2010 года можно зафиксировать следующее состояние внедрения информационных технологий в школах РФ:

Образовательные учреждения подключены к интернету, не позволяющему использовать современные информационные технологии, в образовательном процессе.

На сегодняшний день, даже в столичных городах России скорость подключения школ к сети интернет различна, колеблется в диапазоне от 128 кбит/сек до 10мбит/сек. Высокая скорость интернет в тех школах, в которых директора разобрались во всех тонкостях интернентизации и самостоятельно вели переговоры с провайдерами и оплачивают их услуги.

В отдаленных территориях наблюдается скорость интернета 128 кбит/с и ниже. Кроме того, в труднодоступных территориях, в которых подключение образовательных учреждений к сети интернет осуществляется через спутник и телефонную линию наблюдается нестабильность работы канала на отправку и прием сигнала, обеспечивает низкую скорость интернета (а кроме того, это достаточно дорогостоящая услуга по сравнению с широкополосным интернетом), что делает невозможным полноценное использование современных достижений информационно коммуникационных технологий во многих образовательных учреждениях многих регионов РФ: север Красноярского края, Республика Якутия, Республика Бурятия, Читинская область, Иркутская область, Магаданская область, Республика Дагестан и др.

Такое состояние интернет сети не позволяет в полной мере внедрять современные информационно-коммуникационные способы работы ни в системе управления образованием, ни тем более в образовательном процессе ОУ. Низкая скорость интернета и его нестабильность не позволяет проводить видеоконференции, а также не позволяет одновременно работать в интернете большому количеству человек (128 кбит/сек – это работа в интернете одного пользователя с очень ограниченными возможностями, без возможности работы с видеосерверами).

- Высокая стоимость интернет трафика для образовательных учреждений.

Например, в г.Красноярске скорость в 2 мбит/сек для школы стоит 5000 рублей в месяц, чем выше, тем соответственно дороже. Кроме того, на сегодняшний день, во многих отдаленных регионах РФ, наблюдается монополия поставщиков интернета (Республика Якутия, Республика Бурятия, Читинская область, Иркутская область, Магаданская область и др.), что влечет за собой высокие цены на интернет трафик для образовательных учреждений и низкое качество обслуживания (как по оказанию услуг по обслуживанию сети, так и по скорости интернета).

 - Недостаточная техническая оснащенность образовательных учреждений.

Полноценная работа с современными телекоммуникационными системами, организация образовательного процесса в сети интернет требуют современных компьютеров (которые не затормаживает скорость интернета), а также дополнительного оборудования для каждого рабочего места, минимально, это web-камеры, микрофоны, наушники.

 - Недостаточная компетентность управленцев в системе образования в вопросах интернет технологий, устройства работы сети.

Современная ситуация развития информационных технологий, предъявляет к управленцам разного уровня высокие требования владения информационной компетентностью, понимания в вопросах функционирования и использования интернет сетей. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы мочь использовать в собственной управленческой деятельности современные информационные технологии, а также мочь инициировать их эффективное использование в образовательном процессе. Во-вторых, эти компетентности становятся необходимыми для эффективного расходования средств на информационные технологии (поставка интернета и понимание уровня качества необходимого оборудования). Распространенной практикой в регионах стало не соответствие оплачиваемых ОУ услуг реально получаемым (например, оплачивается провайдеру за канал 1мбит/сек, а на самом деле в ОУ поставляется 128 кбит/сек. При этом, в настоящее время, большинство руководителей не способны это отслеживать и даже дать распоряжение по поводу контроля за качеством данных услуг).

 - Недостаточное обеспечение  образовательного процесса методическими рекомендациями, разработками по эффективному использованию интернет-технологий и современного оборудования в образовательном процессе. Подавляющее число учителей используют электронные доски и компьютеры также и для тех же целей, что и обычные доски и учебники.

Как использовать электронную доску так, чтобы она не была простой (и при этом не очень удобной) заменой обычной доски? Как на разных уроках/занятиях с пользой использовать интернет? Как организовать информационное пространство школы? Как автоматизировать создание школьного расписания? На эти и многие другие вопросы этой области пока нет внятных рекомендаций для учителей и управленцев.

С одной стороны, отсутствие рекомендаций по этим и многим другим вопросам, привело к подъему поисковой активности и творчества педагогов, что, несомненно, является большим плюсом, но с другой стороны, возможности современного оборудования и технологий используются на минимальном уровне.

- Возможности интернет используются школами в образовательных целях в минимальном объеме.

Данный распространенный факт в системе образования является прямым следствием тех параметров интернета, который подведен к ОУ, а также отсутствием методических разработок и недостаточной подготовленностью педагогических кадров.

- Документооборот школ переходит в электронный формат, но отчетность школы остается бумажной.

Сегодня уже многие школы разных регионов РФ перешли на электронный документооборот – электронные журналы, дневники, базы данных и пр. Тем не менее, школа должна регулярно предоставлять бумажные отчеты о своей деятельности в вышестоящие инстанции. Кроме того, программное обеспечение для электронного бумагооборота в школе создают разные фирмы, не имея единого стандарта для вывода данных, что влечет за собой повторное внесение вручную данных  при смене программного обеспечения.

- Становится все более явным конфликт между информатизацией образования и нормами СанПина.

Жизнь очевидно меняется. Оплата услуг – сенсорный экран, запись на прием к врачу – электронная очередь, электронные письма, общение через интернет, виртуальные путешествия, цифровое телевидение, тренажеры-симуляторы, создающие ощущение реальности и мн.др. Можно по-разному оценивать происходящее, но нельзя отрицать, что происходят изменения, которые повлекут за собой изменение уклада жизни, и изменение самих людей. С этим, наверно, можно бороться, но тогда не на уровне школы, а надо останавливать технический прогресс во всем мире. А если это невозможно, значит надо понимать, какими становятся нормы работы с компьютером и другими техническими устройствами для детей разного возраста и педагогов, какие требования к организации и оснащению образовательного пространства должны быть, позволяющие и сохранить здоровье детям и дать им качественное образование. При разработке новых норм надо учесть и переход на электронные дневники, а в перспективе, видимо, отказ от бумажных носителей информации.

Анализ возможности реализации национальной инициативы «Наша Новая Школа» при наличном состоянии сети интернет в системе образования РФ.

Стремительное развитие информационных технологий в развитых странах и в России в частности, активное вхождение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности граждан страны, накладывают свои требования на понимание нового качества образования, задают требования к использованию в системе образования современных телекоммуникационных способов работы, широкого использования возможностей сети интернет в образовательном процессе, в управлении системой образования. Без изменения ситуации с подключением школ к сети интернет не смогут быть реализованы следующие задачи национальной инициативы «Наша Новая Школа»:

  • обеспечение качественного образования детям независимо от их места жительства. «Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции».
  • «Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки».
  • «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем».

(выше представлены цитаты из национальной инициативы, подписанной президентом РФ)

Сама школа должна стать технологически современной. Это значит, что информационные технологии должны войти в нее как естественный элемент образовательной среды (а не как уроки информатики в компьютерных классах): должно быть создано виртуальное образовательное пространство (виртуальное общение, массовые видеоконференции, виртуальные образовательные программы, виртуальные экскурсии и лаборатории, создание сайтов детьми и т.п.), электронный документооборот, электронные дневники, автоматизированные системы учета достижений учеников и учителей, свободный доступ в интернет для детей в любое время и в удобном для них месте, и мн. др. Все это должно быть обеспечено современным оборудованием (интерактивные доски, сенсорные панели, наладонники, ноутбуки, аудио видео оборудование и т.п.). Создание Умной школы не возможно при наличном состоянии сети интернет в системе образования России. Умная школа потребует помимо современного оборудования, подключения школ к интернету по оптоволокну с обеспеченной входящей скоростью 1 Гигабит, с выделением школе симметричного канала во внешний интернет
минимум в 100мбит/сек.

Необходимые системные меры по информатизации образования РФ, обеспечивающие реализации национальной инициативы «Наша Новая Школа».

Институциональные:

1. Необходимо принять программу на федеральном уровне по развитию оптоволоконных сетей в России. Это на сегодняшний день единственный вариант, обеспечивающий эффективное вхождение в интернет пространство всех регионов РФ, предотвращающий будущее отставание государства в развитии от других стран.

2. Развитие оптоволоконных сетей должно происходить на основании частно-государственного партнерства. Ситуация при которой государство проплачивает частной фирме подключение всех ОУ к высокоскоростному интернету, после чего фирма может получать прибыль от использования проложенных за государственный счет сетей, и при этом подавать образовательным учреждениям интернет трафик по высоким коммерческим ценам, является недопустимой. Если государство оплачивает прокладывание сетей к школам, и потом оставляет за фирмой возможность использовать эти сети в коммерческих целях при условии отдельной выделенной линии на каждое образовательное учреждение, то школы должны платить минимальные деньги за безлимитный Интернет (только за поддержание сетей).

3. Введение дистанционного формата работы в постоянную практику работы Министерства образования и науки РФ: проведение он-лайн совещаний, экспертных конференций, переговоры с руководителями управления образования разного уровня, и др.

Эта практика имеет дополнительные выгоды, помимо популяризации на местах интернет технологий и автоматического повышения информационной компетентности управленцев на местах:

- оперативное получение информации с мест;

- экономия средств и времени на проведение очных совещаний.

Технические:

1. Каждое учреждение системы образования России должно быть подключено к сети интернет оптоволоконным кабелем 1 Гигабит, с выделением школе симметричного канала во внешний интернет
со скоростью минимум в 100мбит/сек.

Говорить о внедрении видеоконтента в процесс обучения без обеспечения индивидуальной (на одного пользователя) скорости доступа менее 1 Мбит/с бессмысленно. Там, где учится ребенок, должна быть качественная сеть интернет. Неравные условия доступа по территориям РФ к качественному интернету, задает неравенство доступа учащихся к качественному образованию.

Данное требование, не является сверхзадачей, т.к. на сегодняшний день оптоволоконные магистральные сети крупных телекоммуникационных фирм уже имеют достаточно обширную географию по всей России (приложение). Магистральные лини прокладываются вдоль железнодорожных путей, а также по ЛЭП. Проблема встала в доведении высокоскоростного интернета до учреждений системы образования, а также в высокой   стоимости предоставляемых интернет услуг. Отсутствие пользователей интернет в подавляющем числе сельских территорий России способствует незаинтересованности провайдеров в доведении качественной услуги интернета до образовательных учреждений даже там, где есть такая возможность (проложены оптоволоконные магистральные сети).

2. Внутри образовательного учреждения должен действовать wi-fi.

3. В федеральный электронный мониторинг  необходимо внести возможность проверки реальной скорости доступа в интернет образовательных учреждений.

Анализ наличной региональной ситуации показал, что наличие интернета (в отчетных бумагах) не говорит об его качестве и о том, что реальная скорость соответствует оплачиваемой скорости. Запуск мониторинга скорости поставляемого интернета к ОУ  станет реальным инструментом для управленцев образования в понимании ситуации на местах, а также для более эффективного расходования средств ОУ.

4. Обеспечить учреждения системы образования всем необходимым для интернет коммуникаций оборудованием.

Образовательные:

1. Разработка и внедрение специальных программ для управленцев системы образования, направленные на повышение их информационно-управленческой компетентности.

2. Продолжение работы по массовому обучению интернет-технологиям работников образования.

3. В малых городах, в сельской местности создание в образовательных учреждениях пунктов доступа в интернет для населения, сопровождающиеся консультированием и обучением желающих работе на компьютере, работе в сети интернет.

 

Марина Философ, Александр Буланкин


система комментирования CACKLE






АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100