Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Круглый стол "Наша новая школа, качество и результаты образования и ФГОС"






17 апреля 2010 года в рамках межрегиональной экспертной конференции "Наша новая школа – план реализации" состоялась работа круглого стола "Наша новая школа, качество и результаты образования и ФГОС".

Основными докладчиком на данном мероприятии стала Светлана Юрьева, заместитель министра образования Калининградской области и Батор Цыренжапов, Республика Бурятия.

В дискуссии принимали участие Алексей Воронцов, директор Института развивающего образования, Андрей Зоткин, Виктор Васильев, Владимир Бацын, эксперты Института проблем образовательной политики "Эврика".

Модерировала работу круглого стола Татьяна Ковалева, эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика".


Презентация выступления Светланы Юрьевой 
Презентация выступления Батора Цыренжапова 

Светлана Юрьева в своем выступлении сообщила, что Калининградская область будет принимать участие в апробации нового Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы. Были обозначены ряд проблем, которые предположительно могут возникнуть в связи с введением нового стандарта. Такие как, неготовность руководителей образовательных учреждений к организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; неготовность педагогов, неумение работать в современной образовательной среде; несоответствие системы повышения квалификации требованиям ФГОС; финансово-экономические механизмы, ориентированные на требования ФГОС; отсутствие практики в образовательных учреждений нормирования и учёта внеурочной работы; непроработанность нормативной базы; недостаточная обеспеченность образовательной среды в начальной школе.


Традиционно техническое оснащение лучше в старшей школе, большое внимание уделяется закупке оборудования в профильные классы, в начальную школу, кроме компьютеров, как правило, ничего не ставят. В Калининградской области оснастили начальные школы оборудованием. Позиция министерства области заключается в том, что без современного оборудования не будет возможным внедрение нового ФГОС. Еще одна проблема – несоответствие СанПиНов и требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Например, по нормам СанПиНов ребенок в начальной школе может работать с компьютером не более 15 минут, это не соотносится с современными требованиями к образованию.

Последняя проблема - несоответствие школьных зданий требованиям ФГОС. Важно, чтобы во внеурочное время продолжался учебный процесс, однако есть проблема – школьные помещения не предназначены для этого, сейчас это помещения, которые должны запираться, нет открытости.

Следующая часть сообщения Светланы Юрьевой была посвящена анализу результатов и качественных изменений образования, которые ожидаются в ходе решения выше обозначенных задач.

В Калининградской области в системе повышения квалификации действует принцип обучение – в обмен на обязательства. Тьюторы, прошедшие специальное обучение, в том числе на опыте других регионов, потом обучают педагогов в центрах повышения квалификации. Также в рамках системы повышения квалификации создаются пространства с реальными практиками, сейчас это 11 учреждений, куда могут приехать педагоги и посмотреть, как в реальности действует та или иная система.

В регионе был запущен региональный мониторинг. В рамках данного мониторинга проводится входной измерения уровня развития детей, после окончания четвертого класса проводилось повторная диагностика. Основной акцент измерений поставлен на замер уровня индивидуального продвижения ребенка. Однако, опыт показал, что учителя заинтересованы показывать высокую динамику, поэтому для чистоты результатов, повторную диагностику сместили на начало пятого класса – так результаты измерений получаются более объективными.

В рамках создания открытых школьных пространств, запланировано строительство новых школ (22 новые школы будут построены). В настоящее время объявлен конкурс на эскизные проекты новой школы. В одной из трех номинаций участвуют подростки, они также могут предложить свои эскизы.

В заключительной части выступления Светлана Юрьева коротко рассказала о действующей в Калининградской системе повышения квалификации. В частности, по окончании ПК учителя должны пройти квалификационные испытания, похождение испытаний является основанием для аттестации. Кроме того, необходимость сдачи квалификационного экзамена заставляет учителей осознанно подходить к выбору модулей систему ПК: набирать те модули, которые действительно нужны.

Вторым докладчиком круглого стола выступал Батор Цыренжапов (Республика Бурятия). В докладе была представлена региональная система электронного мониторинга, в рамках которой осуществляется комплексная оценка системы образования.  Представленная система обладает возможностями не только анализа данных, но и выработки рекомендаций на основе экспертных суждений (экспертов регионального и муниципального уровня). В рамках системы используются он-лайновые формы экспертиз и конференций. В настоящее время система только начинает работать, но в качестве основного эффекта ожидается существенное влияние на повышение качества образования.

Далее дискутантам предоставили возможность высказаться. Владимир Быцын отметил, что вся система образования это не цель, а только средство. Существуют разные преставления о цели. Английская система образования дает нам такой пример: англичане считают, что главной целью образования является ученик. В России данный тезис тоже часто декларируется, но здесь есть отличия. В Англии ученик – абсолютная ценность, здесь не идет речь о перечне качеств, которые необходимо формировать. Цель образования помочь ребенку найти самого себя.

Татьяна Ковалева сформулировала данную мысль в виде тезиса для обсуждения: невозможно обсуждать средства вне контекста цели. Второй тезис – невозможно обсуждать качество, не опираясь постоянно на  предельные ценности.

Виктор Васильев поднял важный вопрос – что является объектом стандартизации ФГОС?

Алексей Воронцов сообщил, что основной объект стандартизации ФГОС – образовательная программа. Там прописаны условия реализации программы, но не результат. А внутри обтекаемых формулировок каждый может внутри понимать свое: ЗУНы, учебно-предметные компетентности, универсальные действия, личностные результаты (социализация) и т.д. Стандарт – рамочный документ. Опасность в том, что для школы стандарт это фикция. Но для школы будет действовать базисная программа, которая в настоящее время разработана в РАО. Для школы программа будет руководством к действию. Алексей Воронцов отметил, что дискуссий по поводу программы РАО не разворачивается, а она закрывает многие возможности, которые дает стандарт. Поэтому надо предложить несколько примерных программ, чтобы можно было выбирать или составлять из разных, но пока такая программа одна.

Вторая часть сообщения Алексея Борисовича посвящалась проблеме качества, а, в частности, проблеме усиления внешней оценки качества. В Англии, например, уходят от бальных оценок, осуществляется переход на процессуальное оценивание и коррекцию в процессе обучения. По мнению выступающего, детей надо мониторить в первом классе на входе, и, как в Калининградской области, - в 5 классе. При этом Алексей Воронцов отмечает, что промежуточные оценивания излишни. Необходимо создать центр, аккумулирующий наработки КИМов, для того, чтобы регионы могли использовать готовые проверенные инструменты оценивания. Кроме того, необходимо создать группы, которые будут анализировать данные мониторинга и давать рекомендации, сейчас этим никто не занимается.

Андрей Зоткин обратил внимание на проблему, критикуя подход, действующий в Калининградской области, которая появляется в результате приравнивания выпускных испытаний в системе повышения квалификации и квалификационной аттестации педагогов. По его мнению, внутри программы ПК мы не получим оценки результатов повышения квалификации. Аттестация должна быть отсрочена, учитель должен на практике продемонстрировать результативность обучения.

Светлана Юрьева отвечая на критику, сообщила, что такой риск существует, понимая его, сейчас регион берет на себя ответственность и совмещает процедуру выпускных испытаний ПК и аттестацию учителей, это делается для того, чтобы понять выполняют ПК свою роль или нет.

Подводя итоги дискуссии, Татьяна Ковалева обозначила основные проблематики, проявившиеся в ходе обсуждения. С одной стороны, сейчас время портативных методик, которые может использовать учитель для регулярного мониторинга собственной деятельности.  Другой подход, который предлагает Алексей Воронцов, группы разработчиков создают качественные КИМы, которые потом перейдут педагогическому сообществу. По поводу качества образования также существует для фокуса: профессиональное и социальное сообщество. В Англии – фокус на социальном сообществе, оно является заказчиком и контроллером качества. В нашей стране социум не может сформулировать заказ, поэтому планку задает профессиональное сообщество. Также Татьяна Ковалева отметила, что некоторое время назад важен был сам принцип вариативности, сейчас количество вариантов уже не влияет на качество, необходимо, чтобы каждый вариант был качественен.


Елена ВОРОБЬЕВА

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100