Инновационная образовательная сеть
Главная > Cеминары и конференции> Эврика-Авангард (архив)> Форум «Модернизация образования»> Дискуссионная площадка «Аттестация учителей – региональная версия федерального «Положения…»

Дискуссионная площадка «Аттестация учителей – региональная версия федерального  «Положения…» (координаторы Е.Л.Низиенко, Е.И.Агаркова, Н.К.Солопова, В.В.Емельянова)




Презентация доклада Е.Л.Низиенко 
Презентация доклада В.В.Емельяновой 

15 ноября 2008 года в рамках экспертно-аналитического семинара «Модернизация образования» в зале №3 гостиничного комплекса «Альфа» состоялось Дискуссионная площадка: «Аттестация  учителей- региональная версия федерального  «Положения…», (оординаторы: Е.Л.Низиенко,  Е.И.Агаркова, проректор по НМР  ИПКРО  Тамбовской обл.,  В.В.Емельянова, начальник Государственного управления образования Псковской области).

 

Основным  материалом, предложенным для дискуссии, послужил  Проект аттестации педагогических кадров, презентация Е.Л.Низиенко  «Аттестация», презентация В.В.Емельяновой «Новая система аттестации».

 

Обсуждаемые вопросы:
• учитывались ли качество и результат труда в рамках старого положения об аттестации педагогических работников?
• причины, по которым необходим новый порядок аттестации.
• процедуры аттестации.


Участники дискуссии   поддержали  институциональные изменения в аттестации педагогических работников:

 

В качестве общих критериев:
• для первой категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий + стабильно высокие на уровне муниципалитета и региона результаты обучения и воспитания,
• для  высшей категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий и активное их распространение в профессиональном сообществе + стабильно высокие на уровне региона и страны результаты обучения и воспитания. 

 

В качестве задач аттестации:
• подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности;
• повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта;

В  качестве принципов аттестации:
• обязательность аттестации на соответствие занимаемой должности (1 раз в 5 лет),
• добровольность аттестации на 1 и высшую категории,
• открытость и прозрачность аттестационных процедур.

 

Поддержано участниками включение в аттестацию таких процедур, как процедура, отработанная в рамках конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО «Образование».

 

Участники отметили как продуктивный и заслуживающий внимания механизм упрощения некоторых процедур аттестации на  основе анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.

 

Требуют дополнительного обсуждения и разъяснения разрабатываемые идеи  стимулирования  внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста. Также требуют прояснения статусные звания (учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.)   


Были выслушаны доводы участников  с иным пониманием целей аттестации:
В.Ф.Солдатов, руководитель Центра качества образования Академии социального управления. (Московская область): оценка качества персонала в условиях НСОТ требует системы «быстрого реагирования», единых по всей стране показателей качества, которые могут выступить некой гарантией российского качества образования, которая понятна  обществу, работодателям, родителям… и т. д.

 

Созвучно этому мнению обсуждаемая Е.И.Агарковой проблема заказчика и потребителя образовательных услуг: отдав ребенка учителю, мы хотим быть уверены, что он профессионал… 

 

Е.А.Зайцева, преподаватель каф. Экономики и управления образования ИПКиППК Ивановской области: нельзя категорично  утверждать, что аттестацию заменит стимулирующая надбавка: в  переходный период процедура аттестации  поддерживает единое понимание требований к учителю в сознании многих участников образовательного процесса, задает организационно-управленческий механизм для учителя, руководителей, облегчает понимание процессов  в сознании управляющих советов и т.д. Когда вся страна перейдет на НСОТ, совершенствование оценки качества и эффективности труда учителя трудно представить без эмпирически накопленного опыта региональных систем аттестации. В связи с этим необходимо уточнить название Проекта как Временного  положения.

 

Также на дискуссии обсуждали некоторые организационные изменения:
Т.К.Созаева, начальник отдела общего образования Министерства образования Северной Осетии: стимулирующие надбавки  отражают не все качественные характеристики труда учителя. В регионе введен мониторинг уровня квалификации
учителей.  Соответствия стимулирующих и аттестационных показателей пока не произошло. Мониторинг позволяет защитить учителя в новых экономических условиях, подтверждает его права и должностное соответствие в глазах родителей, создает условия для независимой оценки. Аттестацию в регионе связывается с аккредитацией ОУ через выборку показателей. Т.К.Созаева предложила начинать подачу заявлений на аттестацию с сентября и разрешить подачу заявлений не только лично , но и в уведомительном плане.

 

Е.Е.Симдянкина, заведующая научно-исследовательским отделением ИПК Саратовской области: в аттестации руководителей можно взять за основу показатели оценки персонала, принятые в фирмах, там же стоит рассмотреть  и некоторые процедуры.

 

Г.И.Лопухова, главный специалист Министерства образования и культуры Калужской обл.: предложение о квалификационном экзамене для определения соответствия занимаемой должности и иных формах для присвоения 1 и высшей квалификационной категории (устанавливаются субъектом РФ) в целом вызвало понимание присутствующих, но многие участники дискуссии (представители Республики  Мордовия, Московской, Калужской, Ивановской области ), предложили заменить термин «экзамен» на  « испытание» или «тестирование», чтобы снять ненужное напряжение в условиях проведения аттестации, а также определиться с объектами экспертизы в условиях компетентностного развития, уточнив, что мы хотим получить от учителя... 


Представители  Московской, Калужской, Псковской, Новгородской областей, Республики САХА (Якутия)   предложили  создать механизм централизованного подхода к универсальным  «учительским» компетенциям, что позволит реализовать принцип сравнимости результатов, или дифференцировать оценки по двум уровням, напр., в аттестации  руководителей на высшую категорию.

 

Многие участники были едины во мнении, что результаты аттестации как инвариант должен быть в базовой части оплаты труда, и создавать условия для информирования широкого круга потребителей образовательных услуг  о специфике, сложности и напряженности труда учителя.

 

Информационно-аналитическая группа
Е.А.Зайцева, Ивановская область


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика":
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 988-86-58 (59) E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2016


 Rambler's Top100