Инновационная образовательная сеть

Портфолио как форма аттестации. Содержание портфолио

Портфолио представляет собой способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный отрезок времени. Портфолио в одно и то же время должно ориентироваться на формализуемые показатели, позволяющие сопоставлять достижения педагогов, и носить открытый характер, т.е. быть чувствительным к появлению инновационных видов профессиональной активности.

Цели введения портфолио как инструмента мониторинга профессиональных достижений:

  • Оценочно-стимулирующая (основание для начисления стимулирующей части заработной платы).
  • Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога.

Разделы портфолио:

А. Характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом.

Б. Характеристики профессиональной деятельности как условия обеспечения качества образования

А. характеристки качества образования, предоставляемого педагогом.

Структура раздела:

  • динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы
  • абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы
  • высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.

Динамические показатели качества образования: позитивная динамика предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы (тревожности, познавательной активности и т.д.). Динамические показатели важны, т.к. они отражают результаты собственно профессиональной деятельности педагога по решению профессиональных проблем. Учет исключительно абсолютных достижений может привести к поощрению искусственного отбора детей и оценке не качества работы педагога, а уровня подготовленности детей.

Ориентация на подобные показатели подразумевает перестройку всей системы оценки качества образования, в частности, наличие мониторинга (на разных уровнях – региональном, муниципальном, школьном и т.д.) общеучебных достижений школьников. Кроме того, оценка познавательной активности возможна только в ситуации такой организации учебного процесса, в которой у ребенка есть возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, участия во внешкольных и внеучебных проектах и т.д.

Для аттестации педагогов результаты общих мониторинговых исследований (особенно ориентированных на компетентности) оказываются недостаточно информативными отчасти еще и потому, что детские достижения являются плодом усилий сразу нескольких учителей. Именно поэтому особую важность приобретает особая группа показателей – результаты собственной диагностической работы учителя. И в том случае, когда региональные и муниципальные службы оценки качества будут заниматься мониторинговыми исследованиями, не исчезнет необходимость в отслеживании динамики детских достижений, вплетенном в ткань образовательного процесса. Собственно, наличие такого педагогического мониторинга и говорит о способности педагога организовывать собственную деятельность: видеть детские «дефициты», проектировать педагогические действия, оценивать их эффективность. Таким образом, динамика развития учащихся может отслеживаться и по результатам мониторинга самого педагога, представляя при этом собой интегральный показатель условий и качества образования. По сути, речь идет о защите собственного диагностического проекта: что включается в диагностический блок, какие решения принимаются по результатам диагностики, к каким сдвигам в развитии детей они приводят.

В этом же разделе портфолио могут учитываться и данные о состоянии здоровья детей (правомерность внесения данных подобного типа в портфолио конкретного педагога определяет экспертная группа образовательного учреждения).

Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы. К ним относятся высокие достижения детей: победы на олимпиадах, участие в проектах различного типа, результаты, не ниже средних или превышающие средние по данным региональных или муниципальных мониторинговых исследований качества образования.

Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. Высокие оценки родителями деятельности учителя представляют ценность, поскольку отражают соответствие результатов образования ожиданиям граждан. При этом представляется целесообразным ориентироваться на мнение родителей именно при присвоении высшей категории, в этом случае информативным будет попадание педагога в «десятку лучших педагогов школы» по данным школьного социологического опроса.

Б. Характеристики профессиональной деятельности как условия обеспечения качества образования

Структура раздела:

  • показатели владения современными технологиями
  • показатели включенности в методическую работу
  • показатели инновационной (проектной) деятельности.

Показатели владения современными технологиями

Педагог

  • учит детей определять границы своего знания, ставить проблему,
  • учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, 
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе,
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
  • Организует проектные и событийные формы работы
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе
  • Владеет иностранным языком и применяет его в образовательном процессе

Показатели включенности в методическую работу

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.

2.  Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д.

3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

Показатели инновационной (проектной) деятельности.

Единицей инновационной деятельности является образовательный проект педагога. Образовательный проект предполагает осознание проблематики, обнаруженной в ходе работы, постановку профессиональной цели, предложение инновационного средства решения проблемы.

Показателями наличия образовательного проекта, попадающими в портфолио, являются

1. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);

2. Наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике,

3. Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.

Процедура сбора портфолио.

Важная часть показателей портфолио «замкнута» на достижения детей. Однако «перевод» детских достижений в портфолио педагога не может осуществляться автоматически. Общие компетентности детей формируются как результат работы разных педагогов; кроме того, распространившаяся практика репетиторства не всегда позволяет понять, кому принадлежит заслуга подготовки ребенка к внешней аттестации или олимпиаде. Поэтому представляется целесообразным создание экспертной группы по сбору портфолио педагога на уровне образовательного учреждения, в обязанности ее будет входить заполнение формализованных таблиц.

Информация для портфолио собирается в течение всего периода между аттестациями, при этом заполняется портфолио членами экспертной комиссии раз в полгода. Экспертная комиссия на уровне школы должна принять соответствующее решение о попадании достижений ребенка в портфолио конкретного педагога.

Процедура оценки портфолио.

Достижения педагога фиксируются в разделах портфолио, соответствующих разным профессиональным уровням. Региональным органом управления образованием должны быть приняты инструктивные материалы, которые регламентируют количество баллов, необходимое для установления наличия соответствующей качественной характеристики (т.е. перехода к следующему профессиональному уровню).

Защита образовательного проекта как форма аттестации педагогов.

Защита образовательного проекта – это предъявление проблематики, которой занимается данный педагог, и предлагаемых им способов решения.

Проведение защиты профессионального проекта в форме публичного отчета требует от педагога создания рефлексивного текста о своем образовательном проекте. Готовность создать такой текст и является опосредованным показателем способности педагога работать в инновационном режиме.

От традиционного «открытого урока» защита проекта отличается тем, что она предполагает не демонстрацию изолированного фрагмента взаимодействия с ребенком (что составляет важный, но не самый существенный элемент деятельности педагога), а отражение подлинной единицы деятельности учителя – решения профессиональной проблемы.

Гибкость процедуры аттестации должна проявиться в готовности экспертной комиссии к инновационной деятельности педагога и адекватным ей формам предъявления этой деятельности, а значит и формам публичного отчета.

Необходимой частью процедуры является предъявление способности к обнаружению проблемы, ее постановке, поиску адекватных способов решения, в том числе и авторских, профессиональной рефлексии. Опасность формализации портфолио состоит в том, что низкая динамика достижений детей или высокие абсолютные достижения могут быть обусловлены особенностями социальной ситуации в целом. Именно защита профессионального проекта, в том числе и диагностического, позволит говорить о качестве профессиональной педагогической деятельности.

Собственно, в ходе защиты профессионального проекта педагог доказывает, что вошедшие в его портфолио показатели владения современными технологиями и включенности в инновационную деятельность   действительно определяют его взаимодействие с детьми.

Процедура защиты профессионального проекта. Важнейшей характеристикой защиты профессионального проекта является открытость этой формы аттестации: только в этом случае аттестация станет инструментом не только поддержки качества образования, но и его развития через предъявление внятных критериев качества профессиональной деятельности. Открытость обеспечивается за счет публичного представления своего профессионального отчета.

На уровне регионального органа управления образованием должны быть разработаны инструктивно-методические материалы о содержании публичного отчета.

Процедура аттестации на вторую и первую категории состоит из двух частей:

  • экспертная комиссия оценивает ту часть портфолио педагога, которая отражает характеристики его профессиональной деятельности, и выносит предварительное суждение о присвоении профессиональной категории.
  • На основании анализа детских достижений происходит подтверждение (или неподтверждение) искомой категории.

Процедура аттестации на высшую профессиональную категорию состоит из двух частей:

  • экспертная комиссия оценивает ту часть портфолио педагога, которая отражает характеристики его профессиональной деятельности, и публичный отчет педагога и выносит предварительное суждение о присвоении профессиональной категории.
  • На основании анализа детских достижений происходит подтверждение (или неподтверждение) искомой категории.

Перспективные направления работ по обеспечению эффективного введения новых форм аттестации.

Введение новых форм аттестации педагога не может быть изолированным действием, но предполагает изменение всей системы профессиональной деятельности, а именно, при условии

  • наличия возможностей для консультаций по вопросам методической и инновационной деятельности (в ресурсных центрах, центрах повышения квалификации и т.д.). Учет индивидуальных профессиональных достижений только тогда будет ресурсно обеспечен, когда произойдет перестройка всей системы повышения педагогической квалификации, переориентация ее на помощь педагогу в построении собственной индивидуальной профессиональной траектории. Создание публичного отчета как рефлексивного текста о своем образовательном проекте также требует специальной подготовки. В частности, представляется перспективным введение позиции тьютора для педагогов.
  • Доступности для широкой общественности статистики по данным о федеральных, региональных и муниципальных результатах внешних аттестаций и мониторинговых исследований разных типов.
  • Внесения в положения об аттестации регламентов участия представителей общественных организаций в процедуре аттестации педагогов.

Приложение. Примерные перечни показателей для портфолио педагога.

Характеристки качества образования, предоставляемого педагогом.

Показатель

Баллы

Источник информации

 

Динамические показатели

 

 

1.

Динамика предметных знаний

наличие/отсутствие

Результаты рубежных аттестационных работ

2.

Динамика общеучебных компетентностей

наличие/отсутствие

Результаты мониторинговых исследований общеучебных компетентностей

3.

Динамика показателей тревожности ребенка

наличие/отсутствие

 

4.

Динамика познавательной активности детей

 

Результаты внутришкольных мониторинговых исследований.

 

Абсолютные показатели

 

 

5.

Качество предметных знаний

А) Если средний балл по классу равен или выше среднеобластного, то – балл

Б) Если процент подтверждения равен или выше 90, то – балл

Максимально – балла

Результаты аттестационного тестирования учащихся 4-х, 9-х классов или ЕГЭ

 

6.

Уровень развития общеучебных компетентностей

А) Если средний балл по классу равен или выше среднеобластного, то – балл

Б) Если процент подтверждения равен или выше 90, то – балл

Максимально – бала

Результаты мониторинговых исследований

7.

Уровень познавательной активности детей по данному предмету

 

Результаты мониторинговых исследований, в том числе и проводимых самим педагогом

8.

Наличие высоких достижений детей

Баллы начисляются отдельно за каждого ребенка

Участие в олимпиадах разных уровней (принцип поглощения) всероссийский, международный – баллов

- региональный (зональный);– баллов

- областной – баллов

- муниципальный – баллов

- школьный – баллов

 

9.

высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников

 

 

Для достижения характеристики «высокое качество образования» педагог должен набрать не менее… баллов.

Показатели владения современными технологиями

  • учит детей определять границы своего знания, ставить проблему,
  • учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, 
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе,
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности детей самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
  • Организует проектные и событийные формы работы
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе
  • Владеет иностранным языком и применяет его в образовательном процессе

Для достижения характеристики «владеет современными образовательными технолгиями» педагог должен набрать не менее… баллов

Показатели включенности в методическую работу

Показатель

Баллы

Способ подсчета

1.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

 

По одному баллу за каждый пройденный курс повышения квалификации за отчетный период

2.

Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета

 

По результатам экспертизы программ курсов

3.

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

 

 

Для достижения характеристики «участие в методической работе» педагог должен набрать не менее… баллов.

Показатели инновационной (проектной) деятельности.

Показатель

Баллы

Способ подсчета

1.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне

 

 

2.

Наличие разработанных образовательных программ

 

 

3.

Наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике

 

 

4.

отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики

 

 

Для достижения характеристики «включенность в инновационную деятельность» педагог должен набрать не менее… баллов.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика":
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 988-86-58 (59) E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2016


 Rambler's Top100