Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Концепция сайта
Требования к размещаемому на сайте содержанию
Принципы управления контентом
Принципы работы и управления интерактивными сервисами
Принципы продвижения сайта

Принципы работы и управления интерактивными сервисами

Принципы работы с интерактивными сервисами. Как мы уже отмечали, сайт, посвященный сетевому взаимодействию, сам в свою очередь должен обеспечивать сетевой принцип взаимодействия между его участниками. При этом должны одновременно соблюдаться два следующих принципа организации взаимодействия: вариативность (через удовлетворение различных образовательных и профессиональных потребностей пользователей) и единство (через обеспечение единого концептуального визуального и технологического пространства сайта). В качестве отдельной задачи перед разработчиками подобного сайта встает задача выбора интерактивных сервисов и определения стратегий их развития и продвижения.

Интерактивность интернет-ресурса предполагает, что пользователи разного уровня смогут информационно насыщать ресурс в соответствии со своими профессиональными потребностями (в случае, если они не противоречат общей концепции и тематике ресурса). В связи с этим формулируются особые требования к созданию пользовательского интерфейса конструктора сайта, обеспечивающего равные возможности участия для пользователей с разным уровнем подготовки. Возможности, заложенные в конструкторе данного сайта были описаны нами выше.

Поскольку данный сайт носит специализированный характер и посвящен процессам развития региональных сетей образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, его пользователями будут являться специалисты в сфере дошкольного образования (управленцы, педагоги, воспитатели, психологи, а также родители как носители гражданского заказа в системе образования).

Очевидно, что интерактивные сервисы должны решать задачи каждой из вышеперечисленных категорий пользователей. Однако типология сервисов будет выстраиваться не по принципу тематического содержания, а по типу взаимодействия между пользователями. Внутри одного типа возможно создание различных тематических блоков.

Интерактивные сервисы можно условно разделить на несколько категорий:

по правам пользователей:

  • «Публичное равноправное обсуждение» - данный вид сервисов предполагает обмен мнениями между участниками, обладающими одинаковыми правами и потенциально являющимися одинаково компетентными в обсуждаемом вопросе. Равность позиции обычно задается темой обсуждения
  • «Публичное разнопозиционное обсуждение» - данные виды сервисов предполагают, что пользователи, вступающие в диалог, обладают разными правами: например, в диалоге участвуют эксперт и гость или модератор и гость. Разница в правах может определяться как содержательно (в рамках конкретной темы эксперт имеет информационное преимущество перед обычным пользователем), так и с точки зрения управления (модератор может удалять или редактировать сообщение обычного пользователя).
  • «Закрытое обсуждение» - данные виды дискуссий предназначены для особых категорий пользователей и используются для обсуждения проблем, имеющих ограничение по степени доступа к информации. Например, этот вид дискуссий часто используется для проведения закрытых экспертных обсуждений и т.п.

по способу организации взаимодействия:

  • «Ограниченное во времени тематическое обсуждение» - данный сервис предполагает обмен репликами между участниками диалога, ограниченный темой дискуссии либо сроком, отведенным на ее проведение, либо тем периодом времени, в течение которого дискуссия сохраняет свою актуальность и является активно посещаемой.
  • «Поэтапное тематическое обсуждение» - такие виды сервисов предполагают несколько этапов, задающих разные правила взаимодействия между пользователями. Например, на первом этапе пользователи формулируют развернутое высказывание по теме и формируют группу единомышленников, придерживающихся одной позиции. На втором этапе организуется диалог между группами пользователей по заданной проблематике.
  • «Дистанционная консультация» - данные сервисы действуют по принципу «вопрос – ответ» и предполагают участие пользователей разных уровней. Чаще всего запрос формируется от обычного пользователя (гостя) и адресуется эксперту (специалисту), который размещает в Сети ответ на вопрос. Сервис предоставляет возможность мгновенного ответа на запрос, но, как правило, задается фиксированный период (2-3 дня), в течение которого ответ должен быть размещен на сайте.

С точки зрения конструктора интерактивный сервис может представлять собой отдельную структуру внутри сайта, описываемую через соответствующую систему прав, либо блок, интегрируемый в любую страницу сайта.

В рамках сайта, посвященному сетевому взаимодействию, рекомендуется использовать все указанные разновидности сервисов, поскольку каждый из них решает свою задачу:

  • Сервисы по типу «Публичного равноправного обсуждения» позволяют организовать общение между специалистами одного уровня по специализированной проблематике (между руководителями, педагогами и т.п.).
  • Сервисы по типу «Публичного разнопозиционного обсуждения» позволяют отразить взгляды различных категорий специалистов на одну и ту же проблематику, стимулируют пользователей к формулировке содержательных развернутых высказываний и, в конечном счете, формируют срез мнений по исследуемому вопросу.
  • Сервисы типа «Дистанционных консультаций» обязательны в том случае, если в проекте обсуждаются инновационные технологии управления, обучения, воспитания, которые требуют предъявления экспертной позиции по вопросам.
  • Сервисы, ориентированные на поэтапное обсуждение проблематики, обеспечивают высокую интенсивность общения за счет смены условий дискуссии и формирования групп пользователей по разным основаниям.

Особой задачей при организации интерактивных сервисов становится задача персонализации интерфейсов пользователей. При стандартной системе регистрации на информационном сайте не требуется предоставления развернутых данных о пользователе. Однако при работе с сайтами, где идентификация пользователя нужна для обеспечения дискуссии, требуется применение развернутого паспорта пользователя и создание индивидуального рабочего кабинета. В связи с этим для сайта, посвященному сетевому взаимодействию рекомендуется использовать при регистрации большое количество обязательных полей, отражающих ФИО пользователя, его профессиональную принадлежность, сферу интересов, электронный адрес (скрытый от пользователей и используемый системой для отправки приватных сообщений), город. В работе таких сайтов не совсем приемлема концепция «ника», действующая в пространстве большинства Интернет-ресурсов. Такие дискуссии предполагают открытое ответственное персонифицированное общение профессионалов, желающих предъявить себя и расширить свои представления по обсуждаемой теме.

Рабочий кабинет пользователя представляет собой особое пространство, доступное только данному пользователю и администратору сайта. В нем содержится информация о паспорте пользователя, уведомления о приватных сообщениях, поступивших на имя данного пользователя, а также коллекция «избранное» - ссылки, форумы, страницы, которые наиболее часто посещаются этим пользователем на данном сайте.

Принципы управления интерактивными сервисами. Управление интерактивными сервисами строится в соответствии с общими принципами управления сайтом. Если рассматривать управление с точки зрения пользователя, то максимальными полномочиями обладает администратор сайта. Обязательной позицией при управлении интерактивными сервисами является модератор. Модератор действует в рамках конкретной темы или блока тем и ответственен за техническое и содержательное обслуживание сервиса. Технический модератор обеспечивает бесперебойную работу сервисов. Например, сервис «Дистанционные консультации» подразумевает отслеживание установленных для получения ответа на запрос периодов. В дискуссионных сервисах технический модератор отвечает за функционирование регистрационных компонентов, за управление правами участников дискуссии и обучение участников дискуссии использованию данного сервиса, если это необходимо. Содержательный модератор может назначаться как из числа специалистов высокого уровня (экспертов и т.п.), так и из числа активных пользователей, зарекомендовавших себя как ответственных и компетентных участников дискуссии. В обоих случаях модератор получает право на содержательную цензуру дискуссии. Главным образом она касается удаления бессмысленных, тавтологичных элементов дискуссии («флуда») и высказываний, носящих оскорбительный или этически неприемлемый характер. В этих случаях модератор имеет право ограничивать права пользователей в рамках конкретного сервиса или темы.

В случае, если интерактивный сервис доступен в режиме блока, в компетенцию контент-менеджера входит определение тех информационных разделов и страниц, которые требуют обсуждения, а также назначение ответственных модераторов. Преимущество использования интерактивных блоков заключается в том, что пользователь вступает в обсуждение после прочтения дискуссионного материала, то есть обсуждение уже определенным образом содержательно позиционировано. С другой стороны, данная дискуссия отображается в общем дереве дискуссий, то есть пользователи могут попасть в нее, ориентируясь по тематическому признаку.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100